Методы оценки конкурентоспособности продукции
Qi = Pi / Pio , (1.2)
где Qi - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;i - величина i-го параметра товара;i0 - величина i-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) по формуле (1.3):
(1.3)
где n - число оцениваемых параметров;
αi - вес i-го параметра.
Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
При оценке конкурентоспособности конкретного товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 - превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.
При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [13, с. 32].
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента - идеальная величина характеристики товара. Оценку потребителями марки рассчитывают по формуле (1.4):
(1.4)
где Qj - оценка потребителями марки j;k - важность характеристики k (k=1,…, n);jk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;k - идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;- параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [15, с. 32].
Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности - это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом, которая рассчитывается по формуле (1.5):
0i = М0 / М0 + М1, (1.5)
где М0 - объем продаж данного товара за определенный период;
М1 - объем продаж товара-конкурента за тот же период.
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы:
· Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества.
· Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества).
· Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.
· Формирование модели эталона, т.е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.
· Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов.
· Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара и товара конкурентов по формуле (1.6):