Предпринимательская деятельность церкви и монастырей
Монастырское хозяйство в России было связано как с управлением принадлежащими обители селами и угодьями, так и с развитием собственных монастырских ремесленных, промысловых, торговых предприятий (запрещалось только ростовщичество). На первых порах даже торговля проходила прямо в храмах, позднее она была вынесена на площади близ церквей. В день открытия торговли перед храмом поднимался крест или флаг. Это свидетельствовало о том, что торг охраняется церковью или княжеской властью.
По этой причине монастырская торговля находилась в наиболее выигрышном положении. Она была освобождена от целого ряда поборов и повинностей. При этом за монахами-торговцами стоял высокий авторитет церкви, на содержание которой, еще со времен Киевской Руси, была установлена десятая доля от годовых сборов (десятина). Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали дешевые массовые изделия церковно-монастырского ремесла - нательные крестики, складни, небольшие каменные и металлические иконки, широко встречающиеся не только в восточнославянских землях, но и за пределами Руси, в странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
Что касается предпринимательской деятельности монастырей, то первоначально она ограничивалась сферой внутреннего обмена, их люди не отправлялись с товарами в дальние заморские страны, как это делали профессиональные купцы - гости, вывозившие наряду с прочими товарами некоторые изделия монастырских ремесленников. Однако по мере трансформации мелких обителей в крупные монастырские общины их место в экономической жизни Древней Руси, в том числе и в сфере обмена, не могло не расшириться. Во второй половине XI-XII вв. у крупнейших монастырей Киева (Киево-Печерская лавра) и Новгорода (Юрьев монастырь) уже появились земельные владения, что позволяло им часть выращенного крестьянами монастырских сел зерна реализовывать на рынке. Тем не менее, в целом древнерусские монастыри еще не имея крупных вотчин и промыслов, не могли быть прочно связаны с товарно-денежными отношениями. Их деятельность в XI-XIII вв. в области торговли носила еще ограниченный, спорадический характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось в основном на самообеспечение братии, а не на рынок.
Укрепление Московского княжества в XIV в. способствовало оживлению деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись и за счет так называемых церковных людей. В XIV и особенно в XV вв. в сферу обмена все активнее втягивалась церковь. Хотя еще во времена Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством, но жизнь заставляла церковных иерархов отказываться от этих запретов и даже самим посылать своих людей в торговые поездки. При московских великих князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче представители митрополита, торговавшие излишками натуральных доходов, уже были освобождены от уплаты тамги. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой - от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах во всех крупных городах.
Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород 300 возов с товаром зимой и 300 телег летом. Его лодки с товарами плавали по Волге, Оке, Шексне, Северной Двине и др. рекам. Для постоя и проживания торговых людей использовались принадлежащие ему городские дворы во Владимире, Соли Галичской, Угличе.