Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций
С целью определения путей решения конфликтных ситуаций в Детском саду № 41 было проведено эмпирическое исследование. В нём принимали участие 15 человек - трудовой коллектив Детского сада - воспитатели, медицинские работники, педагоги, младший обслуживающий персонал. В качестве методов исследования выбрано наблюдение.
Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные, регистрируются исследователем. Формы и приемы регистрации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, видеотехника и тому подобное.
Специфика наблюдения, как метода сбора первичной информации, заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достаточно полные сведения.
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимика, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется совместно с другими методами сбора информации, обогащая статистику живым материалом восприятия. Наблюдение дает более глубокий материал, чем опрос.
Выделяют две основные разновидности: включенное и не включенное наблюдение.
Если исследователь изучает работников со стороны (регистрирует все типы действий, реакции, формы общения), то он проводит не включенное наблюдение. Если же устроился работать на предприятие, (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.
На основе полученных в ходе наблюдения данных делается анализ общительности и склонности к конфликтному поведению.
Исследование заключалось в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения, так как исследователь является сотрудником данного учреждения и коллегой по работе испытуемых. Результаты наблюдения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Испытуемые |
Личностные и поведенческие особенности |
1. Григус Л. А. |
Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2. Гилева Н. В. |
Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению |
3. Меркушева И. Д. |
Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
4. Омельчук Т. С. |
Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5. Терина Г. С. |
Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок. |
6. Сомова Р. П. |
«Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7. Сергеева И. Г. |
Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
8. Кузьмина Т. И. |
Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9. Агапова Д. В. |
Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10. Шепель Н. Н. |
Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11. Недешева Г. Н. |
Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12. Волкова Л. И. |
Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13. Финк О. В. |
В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный |
14. Бадьина Ю. О. |
Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к конфликтам |
15. Ивнева Т. Н. |
Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |