Значение повышения качества для производителя и потребителя
Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.
Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.
Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:
• Продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
• Повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
• Снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания
• Получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:
выявить потребителей и определить их требования к продукции;
преобразовать требования потребителя в технические условия;
определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;
оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.
Потребителю важно получить:
• Пригодное к применению и надежное изделие
• Качественный и своевременный технический сервис
• Соответствие цены характеристикам изделия
Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной.
Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям:
• Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа
• Потери в производственной инфраструктуре
• Дополнительные затраты на ремонт техники
• Потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин
• Дефицитность продукции
• Падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях
• Недостаточное удовлетворение потребностей - производственно-технических и личных