Характеристика малого бизнеса
Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес. С учетом размеров бизнеса различают мелкий, мельчайший, средний и крупный.
По формам собственности можно выделить частный, государственный и коллективный бизнес.
С учетом сферы приложения капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, торговли, образовании, агробизнесе и т.д.
По степени интернационализации капитала можно выделить национализации и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др.
На основе развития организационных форм бизнеса выделяется простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, международные концерны.
По правовому (юридическому) положению можно выделить индивидуальные фирмы, полное товарищество, коммандитное или товарищество на вере, кооперативы, смешанное общество и т.д.
Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе. С эволюцией рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности, которая представляет собой организацию выполнения социального заказа в условиях рыночной экономики с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей. Бизнес-деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной экономики, где предприятия занимаются хозяйственной деятельностью, но не бизнесом.
Каждый вовлеченный в систему бизнес-деятельности агент имеет свои собственные интересы, которые отображены в таблице 1:
Таблица 1.
Интересы участников бизнес-деятельности
Участники бизнес - деятельности |
Интересы |
А). Внутренняя среда: | |
1. Собственник(и) капитала |
Сохранение и умножение капитала; Получение постоянных и устойчивых доходов; Право принимать окончательные решения; |
2. Менеджеры |
Получение прибыли и развитие фирмы; Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть); |
3. Наемные работники |
Высокая заработная плата; Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защиты; |
б). Внешняя среда: | |
1. Государство и общественность |
Создание рабочих мест, социальный мир; Конкурентоспособность на мировом рынке; Получение налоговых доходов; Стабильность цен; Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер; Защита окружающей среды и интересов потребителей; |
2. Поставщики |
Высокие доходы и низкие расходы; Стабильность договорных связей; |
3. Кредиторы |
Высокие проценты; Гарантированность возврата кредита; Возможность влияния на фирмы; |
4. Потребители |
Широкий выбор, высокое качество, низкие цены; Высокий уровень сервисных услуг; |