Проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
распределения прав и ответственности;
проведения маркетинговой политики;
налаживания финансовых потоков на предприятии;
- получении информации и т.д.
Становление малого бизнеса в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
). Медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непомерно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
). Товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции.
3). Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.
В России малый бизнес пока весьма немногочислен. Согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы тогда, когда в ней будет действовать не менее 3 млн. фирм.
Они должны способствовать решению ряда экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности.
Все это многообразие задач делает развитие малого бизнеса в России одним из важнейших направлений экономической реформы.
Основная трудность организации и функционирования малого бизнеса в России заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры. Небольших же накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малый бизнес более или менее развит в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.
Следующая трудность для малого бизнеса - это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого бизнеса немыслима без особых налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство.