Виды и формы коммуникаций в организации
Внутриорганизационные коммуникации подразделяются по признаку канала общения на формальные
и
неформальные. Формальные коммуникацийнепосредственно определяются структурой организации, ее ведущими функциональными целями и задачами. Неформальные коммуникации -
это те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов. Они включают ряд разновидностей
:
) неформальные контакты между рядовыми членами организации;
) неформальные связи между руководителем и подчиненными;
) неформальные внешнекоммуникативные связи руководителя со средой (феномен «больших связей» руководителя).
Особая роль среди всех неформальных коммуникационных контактов принадлежит такой разновидности, как слухи)
, которые в превалирующей степени создают социальную микросреду организации. Они влияют на общественное мнение, на деятельность членов организации, на их статус и репутацию. исследования показывают, что они верны и справедливы в 80% случаев, а в отношении состояния дел внутри организации данный показатель доходит до 99%.
Виды слухов представлены в Приложение 2.
Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов: предстоящие сокращения производственных рабочих; новые меры по наказаниям за опоздания; изменения в структуре организации; грядущие перемещения и повышения; подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту; кто кому назначает свидания после работы.
Организационные коммуникации классифицируются по форме общения -каналу, который применяется в тех или иных коммуникациях. При этом выделяются вербальные (речевые)
и
невербальные (неречевые). Вербальная коммуникация -
передача и восприятие информации (идей, мыслей и пр.) посредством некоторых определенных знаков (слов). Вербальное общение может быть устным
, когда используется разговорный язык (разговоры «с глазу на глаз», по телефону, записи на пленку и пр.), и письменным
(письма, записи, бланки, электронная почта и пр.). Устная и письменная коммуникации включают в себя использование слов и, соответственно, относятся к вербальному аспекту общения.
Устные сообщения более эффективны, когда требуется немедленная реакция других сотрудников, а последующая письменная «порция» информации помогает придать коммуникации более устойчивый характер, что важно, когда коммуникация нацелена на продолжение в будущем. Устные сообщения имеют то преимущество, что позволяют сделать возможным непосредственное прямое двустороннее общение между людьми (группами людей), в то время как письменные послания или односторонни, или требуют времени для получения ответа.
Информация, передаваемая отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации
. Основные типы невербальной коммуникации:
) движения тела (жесты, выражения лица, глаз, прикосновения, позы);
) личные физические качества (строение тела, вес, рост, запах тела и пр.);
) использование среды (способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и др.);
) физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум и пр.);
) время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса);
) специфика речи (качества голоса, грамотность, частота речи, дикция, засоренность речи, смех, зевание и пр.).
Существует дифференциация коммуникаций по признаку того этапа организационного функционирования, на котором они играют превалирующую роль. Это: коммуникация при приеме на работу, при ориентировке в круге служебных обязанностей, в самом процессе деятельности, в процессе ее оценки, в ходе дисциплинарного контроля за ней.
Формы коммуникаций в организации
, в рамках которых реализовываются те или иные коммуникации в организации, зависят от фактора известности о получателе (получателях) информации