Анализ коммуникационной системы
Как и на любом другом предприятии на ООО «Сезам» присутствуют внешние и внутренние коммуникации.
1. Внешние коммуникации.
1) Потребителями. В процессе коммуникации ООО «Сезам» доводит до потребителя информацию о продукции предприятия, ее качества, сроков изготовления, порядка заключения договоров и т.д. С другой стороны, потребитель в процессе коммуникации с ООО «Сезам» доводит до предприятия сообщение о своих пожелания, о своих требованиях и предпочтениях по поводу приобретаемой продукции. Коммуникации с потребителями - физическими лицами (население) осуществляет торговый персонал (менеджеры). Если в роли покупателей выступает юридическое лицо (предприятия, организации и учреждения) переговоры по продажам проводит директор ООО «Сезам».
2) Поставщики и посредники. Их осуществляют менеджер по снабжению (иногда директор). Составляющей коммуникации в данном случае является информация о качестве и стоимости материальных ресурсах, о сроках ее поставки, формах оплаты и пр.
) Государственные органы (Администрация г.Зеленогорска, Рыбинского района, налоговая инспекция) - осуществляют директор бухгалтер предприятия.
Внешние коммуникации проходят в следующих формах:
переговоры, беседы (для поставщиков, посредников, потребителей);
совещания (государственные органы);
телефонограммы (государственные органы);
указы и распоряжения (государственные органы);
письма (покупатели, поставщики, посредники, государственные органы).
Если рассматривать коммуникации процессы по средствам передачи, то на данном предприятии присутствуют:
речевая коммуникация (письменная и устная);
паралингвистическая коммуникация (жесты, мимика, позы);
вещественно-знаковая коммуникация (например, демонстрация покупателям образцов производимой продукции в торгово-выставочных залах).
2. Внутренние коммуникации:
коммуникациями между руководителем и рабочей группой, например, коммуникации между менеджером по сбыту и менеджером по снабжению;
коммуникации между различными подразделениями и отделами, например, коммуникации между отделом сбыта и снабжения и производственным отделом; между директором и бухгалтером;
коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, например, при замерах окон информация от замерщика передается бригадиру;
неформальные коммуникации в ООО «Сезам» присутствуют как и на любом другом предприятии, и связаны с общением сотрудников на личные темы, обсуждение общественных и политических явлений и др. Следует отметить, что неформальных групп на предприятии практически нет, т.к. коллектив небольшой, и никакого влияния на деятельность предприятия не оказывают. Эти неформальные группы образуются в результате общих интересов, близкого места жительства или же по возрасту.
Формами внутренних коммуникаций являются приказы, распоряжения, просьбы, указания, убеждение и др.
Внутренние коммуникации осуществляются в устной форме (указания, просьбы и др.), в письменной (письма, приказы, акты) и изредко в механической (например, передача замеров окон через Интернет).
Основными способами делового общения на в ООО «Сезам» являются собрание, совещание, переговоры, беседа и диалог, присутствует так же и спор.
Собрания проводятся по мере необходимости при решении сложных проблем с участием всего коллектива предприятия.
Совещания проводятся тоже редко, 1-2 раза в месяц - по мере появления какой-либо проблемы. Если классифицировать совещания, проводимые в ООО «Сезам», то можно выделить такие их виды как:
по форме организации диктаторское, когда ведущая роль в процессе ведения совещания принадлежит директору;
по целевой установке иногда совещания принимают информационный характер (доклад о текущей работе), а иногда совещание направлено на принятие решения.
Деловые переговоры в ООО «Сезам» ведутся директором, но иногда могут и, например, менеджером по сбыту в процессе общения с потребителями.
Основные ошибки, допускаемые директором при проведении совещания:
не устанавливается регламент (порядок ведения совещания), что приводит очень часто к спорам и не деловой обстановке;
не ограничивается время на выступление
не ведется протокол совещаний, в результате многие принятые решения остаются без должного внимания со стороны их исполнителей, т.к. ответственность в данном случае не фиксируется.