Социометрия: исследование групповой динамики
социометрия мотивация групповой процессный
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенностив группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии
, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.
Членам коллектива ООО «ЧЗСС» предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. В исследовании участвовало 10 человек. Иванов, Петров, Сидоров, Данилова, Александрова, Адаменко, Петренко, Козаченко, Яковлева, Шумская.
Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Вопросы для изучения деловых отношений
. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в работе (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Вопросы для изучения личных отношении:
. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
В итоге опроса была составлена таблица с результатами исследования. Ответы опрашиваемых были усреднены, в итоге были представлены конечные результаты.
Очередь |
1 |
2 |
3 |
Вопросы для изучения деловых отношений | |||
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в работе (в первую, вторую, третью очередь)? |
Данилова |
Петренко |
Шумская |
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к работе? |
Адаменко |
Сидоров |
Яковлева |
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку? |
Данилова |
Александрова |
Петренко |
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку? |
Адаменко |
Яковлева |
Иванов |
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера? |
Петренко |
Данилова |
Петров |
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера? |
Александрова |
Иванов |
Шумская |
Вопросы для изученным личных отношении: | |||
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? |
Сидоров |
Козаченко |
Петренко |
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться? |
Данилова |
Адаменко |
Яковлева |
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате? |
Сидоров |
Петров |
Шумская |
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе? |
Яковлева |
Адаменко |
Иванов |
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения? |
Иванов |
Сидоров |
Александрова |
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? |
Яковлева |
Адаменко |
Козаченко |