Сущность процессного подхода
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время качество продукта является результатом качества процессов, выход которое он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель / поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса. При этом под процессом понимается не только процесс производства продукта. [2]
Существует несколько точек зрения на то, что представляет собой процесс:
·процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности преобразующих входы в выходы;
·процесс - это устойчивая, целенаправленная деятельность, осуществляемая по определённой технологии, для достижения запланированного результата, представляющего ценность для потребителя.
Процесс должен иметь набор параметров для его изучения:
1. результативность - это степень реализации запланированной деятельности и степень достижения запланированных результатов;
2. эффективность - это характеристика степень использования выделенных ресурсов, показывает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами;
. адаптивность (приспособляемость, гибкость, эластичность) - это приспосабливаемость процесса к изменениям внешних и внутренних факторов. Характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований к выходам;
. скорость процесса;
. количество дефектов;
. автоматизация процесса;
. стоимость процесса;
. удовлетворенность потребителе и т.д.
Для каждого процесса должны быть определены ответственные лица.
Руководитель процесса- это лицо ответственное за качественное функционирование и выполнение.
Владелец процесса
- это лицо, ответственное за внесение изменений, корректирующих действий, в процесс.
Каждый процесс должен иметь только одного владельца
Функции владельца процесса:
1. определить границы, входы, выходы, ресурсы, управление;
2. документирование процесса;
. обеспечение взаимодействия с поставщиками и потребителями (согласование входов и выходов);
. оценка текущих параметров;
. распределение обязанностей между сотрудниками;
. постоянное улучшение процесса;
. планирование стратегического развития процесса.
Критерии выбора владельца процесса:
1. знание процесса;
2. коммуникативные способности;
. уважение со стороны коллег;
. наличие энтузиазма.
Суть процессного подхода заключается в том, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждого сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса. Горизонтальная связь между структурными единицами значительно сильнее. Вертикальная связь «начальник - подчиненный» слегка ослабевает. Чувство ответственности сотрудника качественно меняется: он отвечает не только за те функции, которые на него возложил начальник, но и за бизнес-процесс в целом. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц для него важны. Ответственность за результат бизнес-процесса в целом подталкивает его к ответственности перед коллегами, такими же участниками бизнес-процесса, как он сам. [2]