Схема процесса
Т.к. процесс рассматривают как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.
Такая деятельность может быть любого рода: планирование, проектирование, производство, торговля, администрирование, исследования и т.п. - и 'может быть связана с любыми промышленными и сервисными секторами рынка, такими как машиностроение, электроника, банковское дело, здравоохранение, транспорт и т.д.
Процессами, например, являются:
·сборка персональных компьютеров;
·доставка продукта, заказанного потребителем;
·снятие денег с персонального счета;
·ежемесячный финансовый отчет руководству.
У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход).
Выход процесса, по существу, является результатом преобразования или набора преобразований, типы которых могут быть классифицированы четырьмя категориями:
·физическое преобразование;
·преобразование места расположения;
·преобразование сделки, договора, протокола или ведения дела;
·информационное преобразование.
Перечисленные выше примеры процессов соответственно принадлежит этим категориям преобразования.
Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы (людей, оборудование и т.д.), которые должны быть распределены в нем. Поэтому процесс - это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие[4]. Часто ресурсы рассматривают как вход
процесса.
Однако для пояснения концепции «акцент на процесс» более полезной на мой взгляд, является точка зрения, что ресурсы, так же как и деятельность включены в процесс, с тем чтобы вход
рассматривать не только как приходящие извне потоки, например потоки процессов других компаний (приложение 1).
Руководитель процесса (process manager) - лицо ответственное за его качественное функционирование и выполнение.
Он должен:
• согласовать входные и выходные требования в интерфейсе процесса;
·нести ответственность за корректировку возможных недостатков и содействовать разрешению возникающих проблем;
·предусмотреть возможность для исполнителей вносить изменения в операции, способствующие улучшению процесса и соответственно качества его продукт
Границы процесса ограничивают круг его деятельности, которая должна быть управляемой и обеспечивать прохождение процесса в соответствии с входными и выходными требованиями его интерфейса.
Входная граница означает интерфейс между поставщиком и процесса (приложение 1), выходная граница - интерфейс с пользователем или потребителем процесса. Поставщик обеспечивает вход
процесса. Потребитель являете пользователем выхода
процесса. Выход
и вход
процесса определяются соответствующими требованиями.
Выходные требования должны отражать нужды и ожидания потребителей.
Если выходом процесса является продукт, то эти требования представляют собой физические и функциональные характеристики, которые делают продукт пригодным для пользователя, таким образом, чтобы удовлетворить его желания. Так, короткое время доставки, пунктуальность, исполнение и конкретность при доставке продукта потребителю являются типичными требованиями для сервиса доставки.
Входные требования, в свою очередь, должны отражать все необходимое
для осуществления
процесса и для обеспечения заданных потребителем требований на его выход. Они должны обеспечивать бесперебойное и экономичное протекание процесса, гибкость его настройки, соответствующие требованиям выхода процесса и исключающие в то же время громоздкий контроль и применение для этой цели сложного в эксплуатации оборудования. Задача каждого процесса - удовлетворить его потребителей, используя для этой цели минимально возможные ресурсы. [5]
Рисунок 1 «Схема процесса»