Основные виды процессов
В ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 определены четыре группы процессов, необходимых для СМК.
1. Процессы управленческой деятельности руководства:
a) взаимоотношения с потребителями (определение и выполнение их требований);
b) формирование политики в области качества;) планирование;) распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;) анализ управленческой деятельности;) управление документацией;) управление записями.
2. Процессы обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов):
a) менеджмент персонала;
b) менеджмент инфраструктуры;
c) управление производственной средой.
3. Процессы жизненного цикла продукции:
a) планирование процессов жизненного цикла продукции;
b) процессы, связанные с потребителями;
c) проектирование и разработка;) закупки;) производство и обслуживание;) управление устройствами для мониторинга и измерений.
4. Процессы измерения, анализа и улучшения:
a) мониторинг и измерение;
b) управление несоответствующей продукцией;
c) анализ данных;
d) улучшение СМК:
· постоянное улучшение;
· корректирующие действия;
· предупреждающие действия.
При этом необходимо отметить, что перечень процессов периодически уточняется в зависимости от достижения тех или иных целей деятельности организации.
Перечень процессов может быть составлен только через осмысление и четкое определение миссии, стратегии и целей организации в области качества, границ ответственности, необходимой для достижения этих целей; анализ обеспеченности требуемыми ресурсами; выявление потребностей потребителей и других заинтересованных сторон.
Процессы по назначению и месту в СМК можно классифицировать на основные, (как правило, процессы жизненного цикла продукции), обеспечивающие (вспомогательные) и процессы, осуществляемые высшим руководством.
Основные процессы
имеют следующие характерные черты:
1. внешний потребитель находится в начале и в конце процесса;
2. результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
3. потребитель готов платить за результат такого процесса.
Основными могут быть, например, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции, ее реализация и др.
Вспомогательные процессы
имеют только внутренних потребителей. К ним можно отнести, например, ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние аудиты, обучение персонала, управление документацией, устройствами для мониторинга и измерений и др.
Процессы, осуществляемые высшим руководством,
могут включать определение стратегии и целей организации, планирование ее деятельности и различных ресурсов, анализ деятельности.
Выявленные процессы должны быть рассмотрены с трех основных позиций: как объект управления; как элемент системы взаимосвязанных процессов; как самостоятельная сущность, обладающая определенной структурой.
Организация должна самостоятельно определить виды процессов, необходимых для СМК. Именно внутри организации должно сформироваться представление о том, какие процессы осуществляются в ее рамках; как их можно соотнести с уровнями управления и ранжировать; какие процессы играют ключевую роль в достижении стратегических целей организации.