Эффективность и качество управленческого решения
"Эффективность управленческого решения - это совокупность затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов".
Основные признаки высокого качества управленческих решений:
· Использование ресурсов - отражает структуру и качество ресурсов, а так же экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.
· Фактор времени - характеризует своевременность решения, экономию времени, внедрение новых технологий, использование потенциала персонала, который способен принимать решения достаточно профессионально и оперативно.
· Целенаправленность управления - отражает значительность и реальность цели, согласно которой и рассматривается результат деятельности должностного лиц, его стратегия, в свете учета рыночных процессов экономического развития.
· обоснованность, своевременность, количественная неопределенность, надежность, экономичность и результативность. Если рассматривать критерии качества решений в более широком социальном контексте, необходимо упомянуть социально-психологические параметры.
Эффективность управления определяет качество решений.
Качество управленческого решения - "это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его выполнения".
Критериями качества управленческого решения являются:
· показатель энтропии (количественная неупорядоченность проблемы). Показатель энтропии приближается к нулю, если проблема формулируется только качественно, и к единице, если все показатели проблемы выражаются количественно;
· степень риска вложения инвестиций;
· вероятность реализации по показателям затрат, качества и сроков;
· степень адекватности теоретической модели реальным данным, на основе которых данная модель была разработана.
Высокое качество и эффективность управленческому решению обеспечивают:
· использование в разработке решения научных подходов;
· изучение зависимости эффективности управленческого решения от экономических законов;
· предоставление лица, принимающего решение качественной информации;
· использование методов функционально-стоимостного анализа, моделирования, прогнозирования и экономического обоснования каждого решения;
· построение дерева целей, структуризация проблемы;
· обеспечение сравнимости (сопоставимости) вариантов решения;
· соблюдение соответствия принимаемого решения действующим правовым нормам;
· автоматизация всех стадий управленческого решения: сбор и обработка информации, разработка и реализация решения;
· разработка и обеспечение функционирования системы ответственности и мотивации качества и эффективности решения.
Задачи управления можно условно разделить на следующие типы: "идентификация, оценивание, синтез возможных вариантов, анализ проблем, факторов и тенденций, прогнозирование, планирование, программирование, организация и оперативное управление, реализация и контроль".