Основные направления реформы сестринского дела в России
В настоящее время сестринское дело в нашей стране сталкивается со многими проблемами. Прежде всего, это:
· традиционно сложившееся представление о медицинской сестре, только как о помощнике врача;
· низкая заработная плата медицинских сестер;
· выполнение неквалифицированного труда (непосредственно уходу за пациентом медицинская сестра уделяет только 15-20% своего рабочего времени);
· отсутствие стандартов практической деятельности;
· «размытость» и двусмысленность должностных обязанностей;
· большие физические и психологические нагрузки на медицинскую сестру (на одну медицинскую сестру в терапевтическом отделении приходится, как правило, до 30 пациентов);
· постоянный отток квалифицированных сестринских кадров из практического здравоохранения;
· рутинность и отсутствие творческого начала в деятельности медицинской сестры;
· изъяны профессиональной подготовки медицинских сестер;
· недостаточный научный подход к проблемам сестринского дела;
· отсутствие нормативной и правовой базы для самостоятельной сестринской практике, невозможность частной практики;
Нельзя не упомянуть и о консерватизме врачей и, более того, даже некоторой части медицинских сестер к реформам в сестринском деле.
Реформа сестринского образования, «хотя медленно и зачастую болезненно, но продвигается, причем с использованием не революционного, а, скорее, разумного, прагматического подхода: не разрушая то ценное, что накапливалось годами и используя весь передовой зарубежный опыт, но ни в коем случае не копируя его слепо». [7,120]
В основе реформ лежит стратегия, направленная на всемерное развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сестринского дела. Ключевым звеном реформы стал поворот лечебных организаций к личности медицинской сестры как субъекту деятельности, развитие которого неизбежно повлечет за собой развитие самой организации. Практика требовала специалиста сестринского дела новой формации.
Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:
· сестринское образование;
· сестринская практика;
· научные исследования в сестринском деле;
· самоуправление и консолидация сестринской профессии;
· международное сотрудничество.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Реформы, происходящие в настоящее время в здравоохранении, кардинальным образом призваны преобразовать систему сестринского дела и образования в России. Полномочия современной медицинской сестры-менеджера должны быть гораздо шире, чем у ее предшественниц, выполнявших чисто технические функции помощницы врача.
Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.