Значение деятельности медсестры-менеджера в период реформ
По данным Всемирной организации здравоохранения, от 60 до 80 процентов первичной медико-санитарной и профилактической помощи, традиционно осуществляемой врачами, должны оказывать квалифицированные медсестры, обеспечивая при этом качество, эффективность и меньшие затраты. «Соотношение числа работающих врачей и медсестер во многих европейских странах составляет 1:5, в то время как в России - 1:1,25. Можно утверждать, что отечественное здравоохранение испытывает острую нехватку высококвалифицированных медсестер».[10,6]
За последние несколько лет требования к медицинскому персоналу резко изменились. Сегодня нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой личностью, учитывает психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье. Она должна обладать знаниями в области управления, экономики, законодательства и права; уметь планировать свою работу и рационально использовать материальные ресурсы.
Разнообразные функции медицинской сестры предусматривают большое количество профессиональных подходов, поэтому сестринский персонал трудится практически во всех направлениях здравоохранения. Работа медсестры ориентирована на потребности пациента. Медсестры при оказании помощи пациенту поддерживают атмосферу сотрудничества с другими участниками диагностического и лечебного процесса. Границы между обязанностями медсестры и других специалистов постоянно меняются. Это - «следствие изменений в образовании, технологиях, информационных системах, экономических условиях и организации здравоохранения». [7,120]
Хотя эти качества являются сильными сторонами сестринской работы, они иногда порождают конфликты между сестрами и другим персоналом из-за «недостаточно четкого определения сферы компетенции, дублирования функции специалистов, отсутствия системных знаний по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры». [11,4-5]
Продвижение реформ невозможно без изменения отношения врача и общества к роли медицинской сестры в эффективном функционировании ЛПО от многопрофильной клинической больницы до санатория-профилактория. Уважение обществом врачей и «восприятие медсестры как полноправного участника лечебного процесса возможно не только с изменением программ сестринского образования, но и законотворческих процессов по роли и месту медсестры». [13]
В то же время, не все медицинские сестры одинаково готовы к переменам в своей деятельности. Согласно исследованиям у 16,4%-35% медицинских сестер выявляется нежелание повышать свою квалификацию, что может быть обусловлено как низкой материальной заинтересованностью, так и развитием синдрома эмоционального выгорания. При этом «до 25% опрошенных не считают необходимым ведение сестринской документации, а 9,6% - обеспечение соблюдения асептики и антисептики при работе с пациентом, 5% - обеспечение правильности выполнения назначений врача, от 4% до 10,8% сестер не признают необходимости контроля качества со стороны руководства».[3,52-54]
Поддержка инициатив медицинских сестер, стимулирование лидерства, совершенствование системы отбора и применение многообразных форм и уровней обучения благоприятно скажутся на будущем сестринского дела.
Сегодня медицинские сестры должны иметь иное мышление, иной подход в решении профессиональных задач и более широкие полномочия, так как меняется их роль и миссия в оказании первичной медико-санитарной помощи. В связи с чем должны меняться как философия сестринского дела, так и сам сестринский процесс, предусматривающий расширение профессиональной деятельности, которая должна быть нацелена на здоровый образ жизни, на сохранение здоровья каждого человека, семьи, общества, профилактику заболеваний в зависимости от социально-демографических условий, возрастных, половых отличий и т.д.
Исходя из этого, «реформирование сестринского образования и подготовка медицинских сестер повышенного уровня (нового типа) на современном этапе приобретает приоритетное направление». [8,6-7]
В процессе обучения медицинской сестры - организатора важным считаем развитие лидерских качеств, поскольку она определяет стратегию сестринской деятельности, формирует картину будущей сестринской работы и вырабатывает концепцию развития сестринской помощи в конкретном лечебно-профилактическом учреждении, ориентируясь на потенциальные ресурсы. Выступая в роли руководителя, она планирует и контролирует сестринскую деятельность, опирается на реальные перспективы в работе, создаёт условия для функционирования и развития организации. Как администратор, медицинская сестра решает текущие вопросы по сестринскому делу, проблемы сегодняшнего дня, обеспечивает эффективное выполнение работы.