Модели развития организаций
организационный развитие оптимизация структуризация
Этапы развития и кризисы роста компании называются жизненным циклом организации
. Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для того, чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать особенности каждого этапа в этой цепочке.
Для правильного организационного развития целесообразно использовать соответствующие модели. Многие из проблем развития являются типичными для всех предприятий. Данное обстоятельство побудило разрабатывать модели, определяющие этапы развития предприятия и возникающие на разных этапах проблемы. За двадцатый век в мире было разработано около десятка работающих теорий. Одним из примеров модели, представляющая классический вариант жизненного цикла бизнеса (организации), является модель Леона Данко, представленная на рис.1.
Рисунок 1 - Модель организационного развития Л.Данко.
Данная модель может быть использована и для описания жизненных циклов систем организаций. По горизонтальной оси отложено время - или возраст организации (системы) - молодой - зрелый. По вертикальной оси - изменение размера организации или системы. Под размером организации можно понимать различные параметры. Для организаций на микроуровне чаще имеют в виду изменение годового оборота, балансовой стоимости активов, или численности занятых на предприятии, или рассматривают эти критерии в комплексе.
Две приведенные ниже модели (модель Айзедиса и модель Грейнера) наиболее наглядно показывают основные этапы развития предприятия. Эти модели были построены, потому что большинство предприятий в своем развитии сталкиваются с похожими проблемами (рис.2 и 3 соответственно).
Рисунок 2 - Модель развития Айзедиса
Модель Айзедиса родилась на основании уподобления предприятия живому организму. Модель показывает, что до расцвета доживают далеко не все предприятия, за расцветом неизбежно следует бюрократизация бизнеса, а затем смерть. Модель Айзедиса определяет ряд опасностей, которые ожидают предприятие на пути своего развития, но не дает ответа на вопрос: к какому организационному состоянию предприятие должно стремиться, чтобы подольше задержаться в фазе расцвета?
Таблица
Компоненты управления |
Фаза 1 |
Фаза 2 |
Фаза 3 |
Фаза 4 |
Фаза 5 |
Центр сосредоточения управления |
Производство и продажа |
Эффективность операций |
Расширение рынка |
Консолидация организации |
Взаимодействие и инновации |
Организационная структура |
Неофициальная |
Функциональная централизованная |
Функциональная дивизиональная |
Линейный персонал и продуктовые группы |
Матричное построение, самостоятельные бизнесединицы |
Стиль управления высшего руководства |
Индивидуалистический и предпринимательский |
Директивный |
Основанный на делегировании |
Посредством личного участия |
Наблюдательный |
Системы и объекты контроля |
Показатели продаж |
Центры стандартизации и расходов |
Центры отчетности и прибыли |
Центры планирования и инвестиций |
Совместная постановка цели |
Система мотивации |
Владение |
Зарплата, зависящая от результатов труда |
Личное вознаграждение |
Участие в прибыли |
Групповое вознаграждение |