Базовые стратегии развития бизнеса. Стратегия диверсификации
Механизмы вступления в новый бизнес варьируются от собственного роста компании до приобретения других фирм, создания совместных предприятий, размещения венчурного капитала и т.д. Таким образом, это не только производственно-сбытовая, но и финансовая политика, направленная на расширение номенклатуры как продаваемых товаров, так и сфер деятельности фирмы вообще. Фактором, стимулирующим многие фирмы к диверсификации своей экономической активности, является в целом неустойчивость экономического развития ведущих стран в мировой экономике.
· Стратегия диверсификации используется компаниями для достижения следующих специфических целей:
· внедрение в отрасли и рынки с высокими перспективами долгосрочного роста и рентабельности;
· оптимизация соотношения внешних и внутренних доходов;
· сбалансирование высокорисковых капиталоемких производственных операций и менее рисковых операций в сфере услуг;
· установление баланса между высокорисковым наукоемким производством электронных технологий и менее рисковым промышленным производством;
· достижение оптимального коэффициента соотношения между промышленными товарами и услугами и товарами и потребительскими услугами;
· сбалансирование в предлагаемом ассортименте товаров и услуг с различной цикличностью спроса.
Основная цель инновационного менеджмента - эффективность и прибыльность деловых операций - достигается фирмой, следующей данной стратегии, за счет максимального снижения рисков, вызванных рыночными изменениями. Использование стратегии диверсификации, как правило, означает широкое использование принципа децентрализации с делегированием полномочий по принятию оперативных решений руководителями производственно-хозяйственных подразделений по продукту. Помимо снижения отраслевых циклических рисков, стратегия диверсификации призвана также снижать общие издержки всего производственно-сбытового цикла за счет использования единой системы поставщиков, единого технологического цикла при выпуске родовых товаров, общих сбытовых и коммуникационных каналов и т.д.
Одной из задач, во многом определяющих успешность реализации стратегии диверсификации, является установление жесткого централизованного финансового контроля над деятельностью всех производственно-хозяйственных групп, организованных по товарному или отраслевому принципу. При принятии решения о методах диверсификации руководство компании должно сформулировать две стратегически важные позиции - на какие новые рынки выходит фирма и каким образом будет обеспечена ее конкурентоспособность. Изучение практики инновационной деятельности современных компаний позволяет выделить следующие методы диверсификации деятельности:
· расширение собственной производственной базы за счет внутреннего развития;
· расширение собственной производственной базы за счет приобретения лицензий на новые технологии и продукты;
· создание совместных предприятий;
· приобретение новых фирм (в том числе и венчурных);
· венчурные капиталовложения (участие в венчурных фондах, частичное финансирование венчурных фирм, участие в научно-исследовательских альянсах).
Ни один из механизмов диверсификации не является идеальным и связан с рядом проблем. Для оптимизации процесса выбора необходимо разработать стратегию применения данных методов диверсификации в зависимости от определяющих факторов. В роли таких факторов выступают степень знания (или знакомства) компанией целевых рынков и планируемых к использованию технологий производства нового продукта. Таким образом, существует тесная зависимость между стратегией диверсификации и степенью знания рынка/технологии, которая может быть представлена матрицей. В данной матрице степень знания рынка/ технологии имеет три позиции: низкая, средняя и высокая (рисунок 1).