Управление рисками
Успех в бизнесе главным образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критической ситуаций, т.е. вероятности возникновения различного рода рисков.
Для оценки инвестиционного проекта создания презентационного салона оргтехники необходимо исследовать возможное влияние различных групп рисков, которые можно разделить на:
· финансовый риск;
· кредитный риск;
· рыночный риск;
· риск снижения или отсутствия спроса;
· маркетинговый риск;
· юридический риск.
Финансовый риск связан с возможной экономической нестабильностью в стране, скачком уровня инфляции и т.п. Меры по снижению финансовых рисков могут включать в себя привлечение к разработке крупных фирм.
Кредитный риск - связан с возможностью невыполнения создаваемым предприятием своих финансовых обязательств перед кредитором в результате использования для финансирования деятельности фирмы заемных средств. Этот тип риска предусматривает дополнительные издержки, связанные с уплатой процентов и пеней за несвоевременные платежи по кредитам и займам.
Ценовой риск - связан с ростом цен на материалы и инвентарь, получаемые от поставщиков. На сегодняшний день темп роста инфляции значительно меньше, чем пять-десять лет назад. Однако данный вид риска имеет особую значимость для ООО "Компания "КМ-сервис", т.к. в конечном итоге это повысит стоимость услуг предприятия и может привести к снижению числа клиентов.
Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и иностранных курсов валюты. В условиях рыночной экономики и угрозой финансового кризиса в России эта группа рисков достаточно значительна для любого предприятия.
Риск отсутствия или снижения спроса связан со снижением спроса на услуги предприятия со стороны клиентов. Данный тип риска можно снизить с помощью увеличения ассортимента услуг, повышения качества обслуживания и т.п.
Маркетинговый риск обусловлен возможными маркетинговыми войнами со стороны конкурентов. Это могут быть рекламные акции, предоставление скидок, другие маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение доли рынка со стороны конкурентов. Маркетинговые риски рекомендуется минимизировать с помощью создания положительного имиджа ООО "Компания "КМ-сервис", проведения грамотной рекламной кампании.
Юридический риск связан с несовершенством законодательства, неправильным оформлением документов, контрактов, например, фиксирующих права собственности. Существует возможность минимизации юридического риска с помощью привлечения грамотных юристов, заключения договоров на юридические услуги.
В табл.26 приведено ранжирование возможных рисков по проекту создания презентационного салона оргтехники ООО "Компания "КМ-сервис"
Таблица 26 Ранжирование возможных рисков проекта создания презентационного салона оргтехники ООО "Компания "КМ-сервис"
Вид рисков |
Степень важности |
Финансовый риск |
Важно |
Кредитный риск |
Важно |
Рыночный риск |
Средне |
Риск снижения или отсутствия спроса |
Очень важно |
Маркетинговый риск |
Важно |
Юридический риск |
Средне |