Обзор подходов к изучению лидерства
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.
Динамика поведения
отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.
Второе измерение связано с уровнем
, или степенью принятия ситуационности
за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства.
Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению следующих основных подходов к изучению лидерства в организации:
. Анализ лидерских качеств.
2. Подход, рассматривающий лидерство как набор образцов поведения.
. Подход, предполагающий изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации.
Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидера.
Подход с позиции лидерских качеств
Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают "великих людей" от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой - то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. Пытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
· Ум или интеллектуальные способности
· Господство или преобладание над другими
· Уверенность в себе
· Активность и энергичность
· Знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это. Изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг.
Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
· Управление вниманием (способность лучшим образом представить результат дела)
· Управление значением (способность максимально передать значение дела)
· Управление доверием (способность в ходе работы получить полное доверие подчиненных)
· Управление собой (способность знать свои сильные и слабые стороны).
Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то. Что они часть этого общего дела. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические (рост, вес, фигура человека, внешний вид, энергичность движений, состояние здоровья), психологические (качества проявляются через характер человека, имеют как наследственную, так и воспитательную основы), умственные (умение лидера решать проблемы и принимать правильные решения), личностные деловые (приобретенные и развитые у лидера навыки и умения в выполнении своих функций).