Постановка стратегических целей и разработка стратегии авиакомпании
При постановке стратегических целей и стратегии авиакомпании предпочтительно следовать следующим этапам:
Выбрать генеральную цель и подцели. Формулировка целей должна соответствовать правилам выбора целевой ориентации бизнес-системы.
Выбрать генеральную стратегию. Дать краткую характеристику выбранной стратегии и обоснование выбора.
Составить систему целевых программ (по принципу рассогласования Δ) на основе таблицы 3. Рекомендуется выбрать 3-4 целевые программы. Принцип рассогласования заключается в поиске в таблице 3 показателей, явно уступающих конкуренту и требующих количественного и качественного улучшения.
Разработать перечень мероприятий по ликвидации рассогласования по одной из предложенных целевых программ.
Результаты выполнения п. 1-4 представить в виде схемы.
Генеральной целью авиакомпании будет являться занятие и удержание определенной доли рынка авиаперевозок Индии, поддержание на нем конкурентоспособного положения. Данная цель выбрана в связи с тем, что в настоящее время на рынке воздушных перевозок Индии наблюдаются высокие темпы роста вместе с достаточно высоким уровнем доступности данного рынка.
Для выбора генеральной стратегии воспользуемся матрицей МакКинси, которая позволяет выбрать стратегию, принимая во внимание привлекательность рынка и конкурентоспособность компании.
Для оценки привлекательности рынка воспользуемся индикаторами: доступность, темпы роста, острота конкуренции. Результаты оценки представим в виде таблицы.
Таблица 6 - Индикаторы привлекательности рынка
Индикатор |
Значимость в долях единицы* |
Балльная оценка* |
Доступность рынка |
0,4 |
3 |
Темпы роста |
0,4 |
3 |
Острота конкуренции |
0,2 |
1 |
*Примечание: для определения этих данных использовалась экспертная оценка.
Показатель привлекательности рынка будет равен:
Для оценки конкурентоспособности компании воспользуемся показателями, определенными в разделе 3: коэффициент пассажирской загрузки, коэффициент коммерческой загрузки, себестоимость тоннокилометра. Результаты оценки представим в виде таблицы.
Таблица 7 - Оценка показателей конкурентоспособности компании
Показатель |
Значимость в долях единицы* |
Балльная оценка* |
Коэффициент пассажирской загрузки |
0,15 |
2 |
Коэффициент коммерческой загрузки |
0,25 |
1 |
Себестоимость тоннокилометра |
0,6 |
1 |
*Примечание: для определения этих данных использовалась экспертная оценка.
Показатель конкурентоспособности компании будет равен:
На основе расчетных данных составим матрицу МакКинси:
Стратегии: А - выживание или уход с рынка;
В - селективный рост;
С - захват рынка;- «сбор урожая».
Как показала оценка конкурентоспособности компании и привлекательности рынка, нашей компании необходима стратегия селективного роста, которая предполагает выявление и захват сегмента рынка, на котором возможна наиболее результативная деятельность. В связи с быстрыми темпами развитием экономики Индии и, как следствие, возрастающими объемами бизнес-поездок граждан, сегмент бизнес-перевозок и будет являться целевым.