Сущность стратегического управления и его ключевые понятия
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие предприятия. Для того, чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха, необходимо организовать высокоэффективное производство [3].
Стратегия организационного развития - это многоуровневая система преобразований, нацеленных на средне- и долгосрочную перспективу и предусматривающих изменение организационной структуры управления, методов работы, организационной культуры. В основе данной стратегии лежит видение будущего, т.е. идеальный образ предприятия, к которому необходимо стремиться [3].
Исходя из вышеизложенного в данном параграфе можно сделать выводы:
Стратегическое управление развилось сравнительно недавно. Начиная со второй половине
XX в. и до сих пор внимание к вопросам управления бизнесом сохраняется на высоком уровне. Связано это, по нашему мнению, с тем, что стратегическое управление играет огромную роль в бизнесе, стремится делать невозможное, все время совершенствуется, приобретая новые черты, которые полностью противоположны тому, что прежде считалось эталоном правильного управления.
Переход к стратегическому управлению обусловили ряд факторов: во-первых, быстро изменяющаяся окружающая среда, во-вторых, появление опасности и возможностей для реализации бизнеса, в-третьих, возросла конкуренция, в-четвертых, глобализация и интернационализация экономических процессов.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, высшее руководство должно иметь представление о внутренней среде, о внешней среде организации и тенденциях их развития.
Анализ среды в стратегическом управлении очень важный процесс. Обратимся к высказыванию древнегреческого философа Демокрита: «Глубокая вода полезна во всех отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство - обучение плаванию». Также и внутренняя среда любой организации, по мнению автора, - источник ее жизненной силы. Она дает возможность организации работать и значит, дает жизнь. Но одновременно с этим, внутренняя среда является источником проблем, оказывает пагубное влияние на организацию, если та не создает условий для нужного ее функционирования. Внутренняя среда изучается для того, чтобы раскрыть сильные и слабые стороны организации.
Автор также считает, что внешняя среда организации - источник, питающий ее ресурсами, которые нужны для подкрепления ее внутреннего потенциала на соответствующем уровне. Организация постоянно обменивается с внешней средой и значит, дает себе возможность остаться в живых. Важно помнить, что ресурсы внешней среды не бесконечные, и нужны они многим организациям, находящимся в этой же среде. Следовательно, организация не всегда сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. А это в свою очередь, может уменьшить ее потенциал и привести к негативным последствиям для организации. Внешняя среда организации изучается для того, чтобы раскрыть угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при
их достижении.
По нашему мнению, только стратегическое управление может обеспечить такое взаимодействия организации со средой, которое позволит ей сохранить потенциал для достижения целей организации и даст ей шанс выжить в долгосрочной перспективе.
Средствами осуществления стратегического управления являются стратегии поведения фирмы. Стратегии формируются исходя из миссии и целей организации, на основе анализа окружения, потенциала фирмы, динамики жизни продукта и ряда других факторов.