Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
Контроль и оценка выполнения стратегии. Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии. Основными задачами контроля являются:
· обеспечение стратегического контроля необходимой информацией;
· установление системы показателей, по которым осуществляется контроль;
· формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений;
· проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии.
Стратегическое управление осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. К их числу следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.[9]
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Главные из них:
· инновационный характер;
· направленность на перспективные цели и возможности;
· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
· субъективность оценки;
· необратимость и высокая степень риска.
Стратегические решения - это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим.
Главная цель стратегического управления - развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и данной цели определяет сущность стратегического управления.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. [3]
На основе приведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
· Стратегическое управление - это управление, направленное на укрепление конкурентных позиций фирмы, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности в долгосрочной перспективе.
· Стратегия - это средство достижения конечного результата. Стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения.
· Порядок разработки и реализации стратегии включает в себя:
. Анализ среды (анализ макроокружения, конкурентной среды, внутренней среды).
. Определение миссии и целей.
. Анализ и выбор стратегии.
. Выполнение стратегии.
. Оценка и контроль выполнения стратегии.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и внедрение стратегии предприятия - очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Стоит помнить, что этот процесс - один из начальных в стратегическом планировании. От правильного формирования стратегии зависит эффективность стратегического управления и деятельности предприятия в целом. Очевидно, что необходимо более полно рассматривать экономическую, финансовую деятельность предприятия, проанализировать деятельность конкурентов, среду рынка в целом, потенциал фирмы, динамику жизни продукта и т.п. Для осуществления выбранной стратегии, предприятию необходимо провести необходимые изменения. Основными сферами стратегических изменений в организации являются проведение изменений организационной структуры фирмы и ее организационной культуры.
.Анализ технико-экономических данных ГОУ "Автошкола ПЛ-130"
Анализ факторного воздействия внешней среды на деятельность ГОУ "Автошкола ПЛ-130"
В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.[8]
Группы факторов внешней среды предприятия представлены на рис.2.1.
Рис.2.1. Внешнее окружение компании.[10]
Проанализировав теоретические аспекты, факторы внешней среды, влияющие на ГОУ "Автошкола ПЛ-130" можно представить в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1. Внешний факторы среды, влияющие на деятельность ГОУ "Автошкола ПЛ-130".
№ |
Наименование фактора |
Характер влияния на деятельность предприятия |
Факторы прямого воздействия | ||
1 |
Поставщики | |
1.1. |
Поставщики топливно-энергетических ресурсов. |
Повышение поставщиками цен на топливо приводит к повышению цен на практическое обучение вождению, а также повышение цен на электроэнергию влечёт за собой повышение арендной платы за помещение и подорожание теоретического курса. |
2. |
Законы и государственные органы. | |
2.1. |
Законодательная власть |
Изменения в законодательстве, а особенно, в правилах дорожного движения, влечет за собой изменение методики обучения практическому и теоретическому вождению, соответственно повышению затрат на переподготовку кадров. |
2.2. |
ГИБДД |
Обучение вождению связано с особым риском, поэтому в случае возникновения ДТП повышаются расходы на уплату штрафов, на повышение суммы страховки или страхового вознаграждения компании, оформляющей ОСАГО или КАСКО, а в случае обращения ГИБДД в суд, повышение затрат на судебные тяжбы. |
2.3. |
Налоговая инспекция |
В результате обнаружения нарушений налоговой отчётности предприятия, могут быть наложены штрафы, что приведёт к убыточности. Увеличение налоговых ставок может повлиять так же на прибыльность фирмы. Изменение правил ведения хозяйственного учета может отразиться на ведении деятельности. |
3. |
Трудовые ресурсы |
Привлечение неквалифицированных работников плохо скажется на престиже фирмы и качестве обучения. А также, неквалифицированность работников может привести к затратам на штрафы и компенсации убытков при ДТП. |
4. |
Потребители |
Потребителями являются граждане Санкт-Петербурга в среднем 18-50 лет. От количества желающих обучаться зависит количество групп в автошколе, и, соответственно, доход организации. |
Факторы косвенного воздействия. | ||
6. |
Социально-культурные факторы. |
Повышающаяся культура населения повышает спрос на обучение. В борьбе за потребителя предприятия проводят более активную рекламную кампанию, введение скидок для определённых категорий граждан.(например, для студентов) А также благосостояние общества, повышение уровня жизни, позволяет людям приобретать автомобили, и соответственно, возрастает потребность в знании и умении обращаться с ними, а также необходимость получения удостоверения на управление транспортным средством. |
7. |
Научно-технический прогресс |
Появление новых модернизированных моделей автомобилей и изменения в их технических параметрах (например, появление автомобилей с коробкой - автомат или, в будущем, появление энергосберегающих автомобилей, работающих от электричества), вынудят автошколу приобретать обновлённые машины, осваивать их, изменять обучение вождению и теоретический курс. |
8. |
Международные события |
Международные события оказывают непосредственное влияние на экономическое состояние государства, что, в свою очередь, определяет уровень благосостояния населения. Чем больше уровень благосостояния, тем больше потребность людей обучаться вождению, т.к. есть возможность оплатить обучение и приобрести свой собственный автомобиль. |
9. |
Экономическое состояние государства. |
При экономическом спаде меняется уровень доходов населения, уменьшается спрос на услуги автошколы. Также происходит влияние на получение прибыли организацией, за счет увеличения инфляции прибыльность деятельности падает. При положительных изменениях в экономике происходит повышение спроса на услуги, увеличение количества учеников, рост прибыли. Также повышается заработная плата работников, что создает дополнительную мотивацию к качественному труду. |