Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
Стратегическое управление осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. К их числу следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.[9]
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Главные из них:
· инновационный характер;
· направленность на перспективные цели и возможности;
· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
· субъективность оценки;
· необратимость и высокая степень риска.
Стратегические решения - это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим.
Главная цель стратегического управления - развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и данной цели определяет сущность стратегического управления.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. [6]
На основе приведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
· Стратегическое управление - это управление, направленное на укрепление конкурентных позиций фирмы, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности в долгосрочной перспективе.
· Стратегия - это средство достижения конечного результата. Стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения.
· Порядок разработки и реализации стратегии включает в себя:
. Анализ среды (анализ макроокружения, конкурентной среды, внутренней среды).
. Определение миссии и целей.
. Анализ и выбор стратегии.
. Выполнение стратегии.
. Оценка и контроль выполнения стратегии.
. Анализ технико-экономических данных