Коммуникативные навыки и умения
Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга и в их взаимодействии формировался гармоничный ансамбль. Ряд исследователей при этом уделяют особое внимание оптимальному сочетанию коммуникационных ролей. https://motobloki-shop.ru/
В коллективе используются такие коммуникационные роли как:
· «Лидер» - Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.
· Важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы выполняет «делопроизводитель».
· Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы - «связной».
· «Координатор» осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конкретной цели в контакте с лидером.
· «проводник», как человек, хорошо знающий внешнюю среду района и внутреннюю структуру организации обеспечивает связи группы с внешней средой.
В фундаменте коммуникации лежит общения - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.
Первый закон общения гласит «понять, не значит принять». Чужая позиция может быть понята тогда, когда:
· она не противоречит установкам того, кому предназначена информация;
· всякое последующее убеждение направленно на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
· партнеру показывается его личный интерес, доказывается, что выполнение работы будет способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.
Руководитель, который умеет убеждать, становится менеджером, специалистом по управленческому общению, достигающем высокого уровня исполнительной дисциплины не столько силовым заявлением, сколько знанием психологии людей. Распорядительная информация не может восприниматься абстрактно от личности того, кто является источником.
Второй закон общения гласит «при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.
Для того чтобы люди лучше воспринимали позицию менеджера надо «перевести» в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное отношение к менеджеру - аттракцию.
Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») - формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.
Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то доказывать или в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника.
Прием «имя собственное». Давно известно, что самая лучшая музыка для человека - это его собственное имя. Главная сложность как запомнить имя нового для вас партнера.