Специфика развития предпринимательства на Руси
В русской культуре сложилось неоднозначное представление о купце, промышленнике, предпринимателе. Он воспринимается как человек внешне набожный, но по сути далекий от Бога. Вместе с тем в культуре встречаются попытки связать религиозную и хозяйственную жизнь. Анализ особенностей развития предпринимательства на Руси поможет уяснить, насколько обоснованы ожидания, возникшие в связи с возрождением православных традиций предпринимательства в современной России. Процесс предпринимательства, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой общества, состав которой характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 1).
Историю становления предпринимательства нельзя рассматривать в отрыве от религиозно-мировоззренческих систем, т.к. известно, что религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность.
Рисунок 1 - Состав культурной среды предпринимательства
В.А. Гельман отмечает: «Нет религий, которые бы отвлекали человека от трудовой активности, экономической деятельности, ибо нет религий, лишенных здравого смысла, в которых бы полностью отсутствовал земной, практический, рациональный элемент. Есть лишь религии, в которых этот элемент проявляется яснее и отчетливее». При этом религия влияет на предпринимательство, в первую очередь, путем формирования определенной этики и правил поведения, поощряемых в той или иной социальной среде, тем самым способствуя или препятствуя развитию предпринимательства, создавая особо благоприятные условия либо замедляя данные процессы.
Традиции и специфика российского предпринимательства формировались под воздействием таких факторов, как:
особое географическое положение между разными цивилизациями и культурами;
сложный этнический состав, по мере расширения территории государства вбиравший в себя местный этнокультурный компонент, не уничтожая и не порабощая его;
особая роль государства, являвшегося активным участником экономической жизни;
ценностная аксиоматика религиозных систем, наиболее распространенных на территории России.
Формирование системы предпринимательства в мировых культурно-исторических общностях имеет ключевое значение для понимания современных экономических процессов. Обусловлено это рядом основных причин, главные из которых выражаются в следующих положениях:
во-первых, предпринимательство как феномен - это важный институт общественного устройства, созданный для реализации творческих способностей и потенциала отдельных граждан;
во-вторых, предпринимательство является ключевым фактором развития конкретного общества и государства, в первую очередь, с точки зрения его экономического потенциала и конкурентоспособности на международной арене;
в-третьих, предпринимательство, как и любой феномен, созданный на основании культурно-исторического сожития носителей определенных ценностно-мировоззренческих установок, вбирает в себя особенности и специфику того общества, в рамках которого оно развивается.
Последнее положение представляется особенно значимым, так как известно что, культура конкретного общества является ключевым фактором при формировании особенностей предпринимательства в государстве.
По данным авторитетных российских ученых, «история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячелетия, уходя корнями в предгосударственный и раннегосударственный периоды развития России. Становление его шло параллельно со становлением древнерусской государственности и во многом было обусловлено этим процессом. Немалую роль в становлении предпринимательства сыграло и приобщение Руси к христианскому миру, означавшее вхождение в европейскую цивилизацию на правах полноправного члена».
Древнерусское государство складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Поэтому истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов, в том числе религиозных. Религиозный фактор формирования российского предпринимательства делают основной акцент на приоритете коллективных интересов перед индивидуальными, что не могло не сказаться на развитии системы предпринимательства. Православные мыслители на первое место в предпринимательстве ставили христианскую любовь, духовность, осознание высшего предназначения человека. Данная религиозная система выработала свой собственной эталон хозяйствования, изначально исходящий из нравственных критериев: отказ от извлечения прибыли «любой ценой», милосердие, благотворительность.