Специфика развития предпринимательства на Руси
Как уже было отмечено, исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы исторически (в том числе и России) была торговая деятельность. Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества продуктов питания. Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства. Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разорвать замкнутый круг можно было, только дополнив доход от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в древнерусском государстве.
Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком - на Волге и Днепре. Некоторые наши историки, в том числе крупнейший историк России В.О. Ключевский, даже зарождение российской государственности выводят из этой транзитной торговли. Конечно, на этих транзитных путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги, но сюда они приходили как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь в богатую Византию. А для этого они вливались в состав русской правящей верхушки, становились дружинниками и участвовали в защите русских земель. А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости, но одновременно на берегах «Русского моря» рождались русские военно-торговые форпосты: Тмуторокань, Переяславец, Сурож (Судак).
Предпринимательская деятельность правящей верхушки не ограничивалась внешней торговлей. Так, организацию княжеских и боярских сел в X-XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством». На Руси, до 90% населения которой составляли сельские жители, состояние сельского хозяйства было определяющим фактором и для развития промышленного предпринимательства. Село - это хозяйство, которое состояло из нескольких отраслей, и, естественно, управление этим хозяйством предполагало выполнение определенных предпринимательских функций. И тут важно то, что они в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания, русской культуры, религиозных традиций.
Древняя Русь, также была и страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVI в. Москва по размерам превосходила Лондон. Города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.
Торговый центр города мог совпадать с религиозным и политическим центром (Вологодский кремль XVII века) или не совпадать (Нижний Новгород). Но все равно определялся он по отношению к стоящим в городе храмам: на нижегородском посаде XVII в. торговый район определялся церковью Иоанна Предтечи, у которой был расположен гостиный двор и главный городской торг, церквами Козьмы и Демьяна и Николы на Бечеве.
Сам по себе честный торг в сознании людей не вступал в противоречие с соседствующим храмом. Напротив, для торгующих, в особенности степенных купцов, этический стандарт которых предполагал демонстрацию благочестия, соседство торга с храмом было весьма желательным. Открытие и закрытие ярмарки сопровождалось многочисленными службами, крестными ходами, выносами икон и освящением торговых рядов и лавок. Ярмарки традиционно были местом сбора пожертвований на монастыри и храмы, их специальные посланцы съезжались туда, чтобы напомнить благодетелям о своих нуждах.
Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, гостьбы - купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), товары, а также торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину.
О развитии торговли на Руси свидетельствует и образование товариществ «складников» - объединений купцов, которые вели совместные торговые операции, «складывая» капиталы и товары. Такие товарищества, судя по всему, были обычной формой организации торговли. Но складнические товарищества были не главной формой объединения купцов. Чаще всего, как правило, купцы одной категории объединялись вокруг своего, построенного ими же патронального храма, платили членские взносы и имели определенные привилегии. Например, известный герой былины Садко был членом купеческого товарищества, которое объединялось вокруг церкви Николы Можайского. Вокруг церкви Успенья Богородицы в Киеве объединялись хлеботорговцы. Новгородские солеторговцы объединялись вокруг церкви Бориса и Глеба в Старой Руссе.