Задание на разработку организационного проекта
Теоретические предпосылки формирования и развития концепции аутсорсинга
Управление компанией - одно из наиболее ответственных и сложных направлений современного бизнеса. Менеджеры компании должны использовать знания, накопленные современной наукой, для обеспечения успеха в конкурентной борьбе.
Перед современной наукой управления предприятием стоит сложная цель - превратить искусство управления компанией в процесс подготовки к конкурентной борьбе на рынке и реализации задуманных стратегий и решений на практике.
Для этого необходимо разработать простые и понятные методы управления компанией. К этим методам относится хорошо известная в развитых странах теория и практика аутсорсинга или делегирования полномочий.
Экономической сущностью аутсорсинга является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров.
Возрастающая потребность в делегировании полномочий объясняется необходимостью скорейшего доступа к новым технологиям, возможностями привлечения квалифицированных специалистов, оперативностью реагирования на изменения среды ведения бизнеса. Как отмечает канадский экономист С. Харрисон, «речь идет не о сохранении производства определенных товаров, которые могут быть просто скопированы конкурентом. В основе специализации основных направлений деятельности компании должны находиться знания. Именно в этом залог успеха на рынке».
Научной базой этого направления служит положение классической экономической школы. Все компании, действующие на рынке, в той или иной мере работают по принципам, сформулированным в свое время А. Смитом в классической работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной в 1776 г. Рассмотрим, в частности, принципы организации труда в промышленности, где производственный процесс Смит предлагал разбить на элементарные, простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять отдельный рабочий., что приводит к повышению национального богатства. Для этого от него не требовалось высокой квалификации. Эта идея впоследствии была реализована в массовом производстве типовой продукции.
Сегодня принципы, сформулированные А. Смитом, все еще сохраняют актуальность: процессы принятия и выполнения решений стали формироваться в комплексы мероприятий руководства компаний. Вместе с тем обострение конкуренции на рынке вынуждает компании искать новые формы совершенствования управления с целью уменьшения издержек производства и управления, сокращения избыточных внутрифирменных работ, роста производительности труда работников путем улучшения их профессиональной подготовки и повышения ответственности.
Рационализация современного производства неразрывно связана с именем и деятельностью Ф. Тейлора, создавшего новую систему организации труда. Тейлор разложил на простейшие действия каждую трудовую операцию на производстве, засек время их исполнения лучшими работниками и затем сформулировал наиболее экономичный способ выполнения каждого действия и всей операции.
Теоретической основой разработок Ф. Тейлора послужили труды немецкого социолога М. Вебера, который выдвинул положение, согласно которому порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. Мечта Тейлора о «потогонной системе труда» была сведена на нет лейбористским и профсоюзным движениями. Идеи Тейлора легли в основу современного западного менеджмента в целом, но наиболее последовательное применение они нашли в промышленном производстве, особенно на сборочном конвейере.
Система Тейлора была внедрена в США на заводах Форда и получила название «фордизм». Как форма организации фабричного труда, она характеризуется высоким уровнем специализации, разделением процесса труда на множество мелких относительно простых операций (чтобы проще было контролировать и руководить), жесткой субординацией, абсолютным подчинением нижестоящих производственных инстанций вышестоящим, системой поощрительно-карательных мер с целью оптимизации процесса труда (превысил норму - прибавка к жалованью, не выполнил или дал брак - вычет и увольнение).
Впервые идеи Тейлора и Форда были пересмотрены в Японии. Основой японской системы управления стала вера в людей и в их качества. Это дало возможность применить принципы централизации внутри компаний, а затем и на межфирменном уровне.
Межфирменное кооперирование могло появиться и приобрести масштабы крупного экономического явления лишь на определенном этапе развития производительных сил, когда происходит, с одной стороны, дифференциация производства, т. е. разделение труда и дробление производственных процессов на отдельные, все более специализированные производства, а с другой - их объединение в один хозяйственный организм.
Чтобы выжить в условиях современной конкуренции, компания должна постоянно приспосабливаться к окружению, отслеживать изменения во внешней среде, изменяться, и прежде всего в направлении, в котором наилучшим образом может реализовать свои возможности, фокусировать внимание на тех бизнес-процессах, которые выполняет квалифицированно. Изменение в формах и методах управления компанией преследует цель фундаментального переосмысления и радикальной трансформации бизнес-процессов для повышения уровня конкурентоспособности.