Задание на разработку организационного проекта
Однако в литературе по менеджменту существует множество определений аутсорсинга:
· отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации;
· кооперация;
· подрядные работы (например, в строительстве);
· использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агентства;
· перенос компаниями, работающими в сфере информационных технологий, части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов;
· использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций.
Одно из самых распространенных определений аутсорсинга звучит так: «перевод внутреннего подразделения (или подразделений) предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене». Следовательно, важная черта аутсорсинга состоит в вынесении вспомогательных или даже некоторых основных бизнес-процессов за границы компании.
В конце XX - начале XXI вв. в условиях ведения бизнеса появились принципиально новые элементы, которые привели к развитию модели делегирования полномочий - аутсорсингу.
В условиях глобализации произошел качественный переход от эпизодических примеров делегирования отдельных бизнес-процессов к массовому применению этого метода в масштабах компаний. Стержнем и основной причиной бурного развития делегирования полномочий стала конкуренция; двигатели этого процесса - транснациональные корпорации, хотя сейчас аутсорсинг применяют крупные, средние и малые компании.
По мере развития процессов глобализации произошло углубление практики аутсорсинга в интернациональном масштабе, и это стало главной движущей силой развития мировой торговли товарами. Ускорение развития международной производственной специализации и практики аутсорсинга в производстве и сфере услуг оказало за последние десятилетия значительное влияние на внешнеэкономические связи в целом.
Аутсорсинг - это современная форма деловых отношений, связанная с развитием совместного предпринимательства и кооперации и базирующаяся на долгосрочных, стратегических решениях. Он имеет ряд отличительных черт и особенностей. Основные из них - это стратегический характер принятия решений; длительный срок кооперации между партнерами; высокий уровень доверия между партнерами и надежности подписанных соглашений; наличие возможностей для выбора партнеров.
Расширению аутсорсинга мешает монополизм. Наличие выбора и множества возможностей позволяет корпорациям находить оптимальные решения для развития аутсорсинга.
В российской экономике доминируют предприятия (заводы). Их стратегией является производство. На Западе основными участниками бизнес-процессов являются компании, в которых большая доля сотрудников занимается маркетингом, рекламой, сбытом. Предприятия (заводы) являются несамостоятельными частями этих компаний. Одной из форм аутсорсинга может стать превращение предприятий в компании.
Существует несколько причин, по которым компания может развивать аутсорсинг деловых операций:
· стремление повысить эффективность (снизить стоимость бизнес-процессов или издержек производства);
· высвободить ресурсы, связанные с не основной деятельностью;
· получить выгоду от связей с поставщиками;
· быстрее развивать ключевой бизнес.
Эти причины не исключают, а дополняют друг друга.
В последние 5-10 лет на Западе отмечается всплеск интереса к аутсорсингу, вызванный прежде всего бурным развитием технологий. Цель аутсорсинга - повышение эффективности выполнения определенных функций в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов и обеспечения персоналом.