Принципиальные основы глобального менеджмента
В связи с бурным развитием мирового бизнеса естественным образом возник вопрос управления им, то есть международного менеджмента. Эффективная деятельность на глобальном рынке Земли возможна лишь на основе соответствующего научного подхода, основанного на достижениях современной теории и практики управления.
Международный менеджмент - это управление с использованием конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в других странах, опираясь на особенности их экономик.
Международный менеджмент существенно отличается от любого национального. Основные различия заключаются в условиях, людях, информации, отношении к инновациям и др.
Специфика условий или различия во внешней среде связаны с особенностями и уровнем развития экономики страны, национальных традиций и стереотипов поведения, особенностей общей и деловой культуры.
Экономика каждой страны может быть оценена с точки зрения уровня ее развития, состояния трудовых отношений, производственных технологий и налоговых систем. Кроме того, важнейшее значение имеет национальная правовая база бизнеса, его защищенность, уровень рисков и степень гарантий.
Национальные традиции и стереотипы поведения во многом определяют бизнес-этику каждой страны. Бизнесмены, так же как и представители других профессий, являются носителями своего национального менталитета. Последний во многом определяет поведение людей в жизни и бизнесе.
Общая и деловая культура каждой страны также уникальна. Она складывалась веками под влиянием множества местных факторов. И в современном преломлении это может принимать самые разные формы.
Различия в людях создают разные приоритеты, ценности, потребности. То, что очень важно для одной нации, может практически не иметь ценности у другой. Эти различия проявляются и в отношении к работе, и в подходах к бизнесу.
Качественно разная информационная база. Существенно отмечаются национальные деловые знания, принципы ведения бизнеса, деловой язык и многое другое. В разных странах по-разному сложились способы добывания, хранения и обработки информации. Коренным образом отмечаются принципы и системы коммуникаций.
Отношение к инновациям у разных наций весьма различно. Есть очень консервативные страны. А приход иностранной фирмы всегда является новинкой, которая может быть воспринята далеко не благосклонно.
Готовность принять новое обычно базируется на недовольстве старым. Если же людей устраивает сложившийся порядок вещей, то их сложно склонить к новшествам, переменам, реформам.
Итак, основное отличие международного и национального менеджментов заключается в учете и использовании в управлении особенностей национальной экономики и культуры.
Фирма, которая направила свои устремления на рынок другой страны, как правило, имеет в этом определенную целевую ориентацию. Можно сформулировать несколько наиболее распространенных целей: поиск новых рынков, ресурсов или правовых условий.
Поиск и освоение новых рынков обычно направлены на увеличение объемов продаж. На новом рынке можно рассчитывать на более мягкую товарную конкуренцию.
Поиск и использование более эффективных ресурсов также может стать целью выхода на внешний рынок. Качество либо цена ресурсов даже в соседних странах могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому за счет ресурсов можно добиться серьезного конкурентного преимущества.
Целью международных усилий фирмы может стать использование возможностей новой правовой среды. Часто бывает так, что запрещенное или ограничиваемое в одной стране вполне допустимо в другой. И зарубежные фирмы пытаются этим воспользоваться.
Для того, чтобы выйти и закрепиться на зарубежном рынке, фирма должна учитывать и соблюдать ряд условий. Факторами бизнес - учета могут выступать экономические, природные, демографические, географические, культурные и иные особенности страны.
Экономические факторы связаны с уровнем и направленностью развития экономики страны в целом, а также интересующей отрасли в частности. От этого зависит успех делового партнерства, эффективность производства, успешность реализации продукции.
К природным факторам обычно относят климат, минеральные, водные и иные ресурсы. От климата зависит объем необходимых вложений в основные средства. Ресурсная составляющая определяет возможный размах производственной деятельности.