Специфика и типы конфликтов в учреждении
Детский сад № 41 был образован в 1937 году. В данном Учреждении все педагоги имеют квалификационную категорию: высшую или первую. Это свидетельствует о том, что уровень подготовленности кадров очень высокий. Постоянно ведётся работа с персоналом. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса. Наряду с учебно-воспитательным процессом активно проводятся оздоровительные мероприятия, совершенствуется работа по лечению и укреплению здоровья детей.
Конфликты в любой организации, в частности, в Детском саду, - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
В определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого руководителя, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Несдержанность руководителя, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей и порождают конфликт.
Конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа управленческого конфликта, руководители должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Далее будут представлены типы конфликтов, существующие в Детском саду № 41:
. конфликт между рядовыми работниками - это могут быть воспитатели одной группы, имеющие одинаковую квалификацию, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой заработной платы. Внешне отношения между воспитателями выглядят благопристойно, но в глубине каждый готов нанести другому «смертельный» удар. Борьба между ними происходит весьма завуалировано, используются при этом разные приёмы: тонкие намёки; стремление в глазах окружающих создать о себе впечатление способных и ответственных работников; проявления враждебности. Основанием для возникновения конфликтов является несовместимость интересов сотрудников.
Можно выделить конфликты, возникающие как реакция на препятствия в достижении личных целей работников в рамках совместной трудовой деятельности, возникающих, например, из-за недовольства графиком отпусков, начисления премий, надбавок и так далее.
. конфликт между заведующей Детского сада и подчинёнными - в их основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В коллективе есть руководитель и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания - это способствует их гармоничному функционированию. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения. Так, воспитатели, обладающие авторитарным типом личности, с трудом подчиняются власти руководителя. Имея дело с жёсткой, несгибаемой заведующей, они подчиняются ей только внешне. Люди с таким типом личности могут быть источником конфликта.
В обыденной жизни возникают обстоятельства, при которых в отношениях между руководителем и подчинёнными появляется напряжённость, способная перерасти в конфликт. Например, по требованию Комитета Образования и Науки, но против совести, заведующая должна уволить сотрудника. Неисполнение грозит заведующей задержкой продвижения по службе. В данном случае имеют место два возможных решения и оба имеют негативное последствие. Такие противоречия способствуют рождению конфликта между руководителем и подчинённым.
Руководитель, обличённый своим должностным положением, ставит перед членами коллектива задачи, порой не самые простые. Их выполнение требует определённого напряжения, улучшения организации труда, пересмотра сложившихся представлений. В такой обстановке не все работники способны сразу понять ситуацию и быстро перестроиться. Часть всё же будет работать по-прежнему и мешать коллективу выполнить поставленную задачу. Становится очевидным, что неспособность быстро перестроиться может породить напряжённость. Поскольку новая заведующая недостаточно знала сотрудников и не доверяла им, она решила, что необходима жёсткая дисциплина. Воспитателей оскорбило такое отношение, и они стали работать хуже. Но строгий надзор не помог решить проблему. И в итоге образовался порочный круг, когда безразличие сотрудников к своим обязанностям стало причиной более строгой дисциплины, вызвало ещё большее безразличие и сопротивление. Воспитатели были враждебно настроены, потому что чувствовали, что заведующая вела себя так, словно была «лучше» своих подчинённых. Знающий и опытный руководитель возьмёт в свои руки управление ситуацией, установит нормальные человеческие отношения и не допустит перерастания противоречий в конфликт.