Специфика и типы конфликтов в учреждении
Конфликты в Детском саду могут возникать, если заведующая и воспитатели с разных позиций понимают стоящие перед ними задачи.
Так, суть конфликта между заведующей и младшими воспитателями заключалась в следующем: совершенствование работы по лечению и укреплению здоровья детей состояло в эффективном использовании комплекса оздоровительных мероприятий. Заведующая приняла решение внедрить систему закаливания детей, а воспитатели выразили недовольство, поскольку опасались, что возрастёт число простудных заболеваний. Если бы младшие воспитатели были знакомы со всеми условиями и требованиями, то конфликтной ситуации бы не возникло.
Заведующая Детского сада призвана регулировать взаимоотношения в коллективе. Её успех будет определяться степенью развития деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, избегать межличностных конфликтов. От этических норм руководителя, его умения общаться с подчинёнными, от силы его воздействия на людей зависит и успех коллектива, и его личные успехи. Заведующая должна обладать и развивать такие качества, как дипломатичность, гибкость в методах управления, умение быть принципиальной.
Взаимная неприязнь между руководителем и подчинёнными может быть порождена различными обстоятельствами: невыполнением руководителем своих обещаний, невниманием его к запросам и интересам работников. И как ответная реакция - неприязнь к нему подчинённых.
Следует отметить, что такое качество, как неприязнь, может инициироваться и самими воспитателями. Этому могут способствовать недисциплинированность, строптивость, противопоставление личных интересов общественным. Заведующая является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если она не замечает своих подчинённых, не считается с их мнением - может возникнуть конфликт.
. конфликт между работниками различной квалификации и возраста. Такие конфликты возникают, когда при увеличении интенсивности труда появляется возможность повышать заработную плату. Так, некоторые воспитатели работают на 1,5 - 2 ставки, это способствует возникновению социально-психологического напряжения в коллективе.
Представителям различных возрастных групп свойственны особые причины конфликтов. Например, для работников, начинающих свой трудовой путь, наиболее остро стоит проблема адаптации в трудовом коллективе, взаимоотношений с коллегами. Молодой сотрудник, не имеющий опыта работы в коллективе, может вступить в конфликт, потому что не знает традиций коллектива, его моральных норм, не принимает стиля руководства. В период адаптации работники оказываются участниками конфликта из-за неумения соблюдать требования коллектива, то есть неумения подчинять свои интересы интересам дела.
В зрелом возрасте работника волнуют уже иные проблемы: повышение квалификации, перспектива роста. Нерешение этих проблем, то есть несоответствие между претензиями и возможностью их реализовать, способствует вступлению в конфликт зрелого человека.
Детальное рассмотрение типов организационных конфликтов позволяет перейти к выявлению причин, порождающих их.