Процесс разработки и принятия управленческих решений
) проведение других мероприятий, необходимость которых определяется обстановкой.
В процессе принятия решения люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решение.
При принятии сложных решений в их подготовке может быть привлечен сторонний консультант по принятию решений. Главная задача консультантов - оказывать помощь клиентам в решении их управленческих проблем. Решить эту задачу они могут несколькими путями:
В ситуации, когда клиент осознает, что у него есть проблема, но не может определить, в чем именно она заключается, каковы ее истинные причины, консультанты могут проанализировать ситуацию и выявить проблему и причины ее возникновения, а также разработать и предложить клиенту пути ее решения. Это - так называемое экспертное консультирование, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.
Бывают ситуации, когда клиент готов определить проблему и решить ее, но ему не хватает некоторой методологической поддержки для успешного осуществления своих намерений. Тогда консультанты могут оказать клиенту эту методологическую поддержку и пройти вместе с ним весь путь от обнаружения проблемы до ее решения. Такой подход называется процессным консультированием, т.е. консультированием в процессе управленческой деятельности клиента.
Научить клиента, как находить и решать проблемы. Создание у клиента системы практических знаний, механизма, позволяющего ему отныне и впредь находить и решать свои проблемы является сущностью третьего подхода, называемого обучающим консультированием. При этом подходе консультант не участвует непосредственно в процессе поиска и решения проблем, а только обучает клиента и проверяет правильность выполнения "домашнего задания".
Разработка и принятие решения - это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. [4, с.62]
Процесс принятия решения - это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения.
Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки (разработки) и реализации решений.
Типовой процесс разработки и принятия решений включает:
) предварительное формулирование проблемы;
) определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
) выявление и установление ограничений;
) составление списка альтернатив и их анализ;
) сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
) точное формулирование поставленной задачи;
) анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
) разработку модели решения;
) оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
) принятие решения;
) доведение решения до исполнителей;
) выполнение решения и оценку результата.
Майер Э представляет процесс принятия решения "как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь". [10, с.87]
Рассмотрим начальный этап процесса принятия решения - диагностику проблемы - анализ величин и соотношений параметров организационно-производственной системы и рыночной среды с целью установления причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена проблема:
) выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей;
2) установление причин возникновения проблемы. с этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию;