Принятие управленческих решений как функция менеджера
Организации, добивающиеся успеха, способны "перерешать" своих конкурентов, по крайней мере, в следующих 3 аспектах:
- они принимают более правильные, оправданные решения;
- они принимают решения быстрее;
- и они более успешно реализуют принятые решения.
Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает управление/менеджмент от другой социальной деятельности человека. "Принятие решений… является основной заботой и обязанностью менеджеров". [16, с.132]
Друкер (Drucker) замечает, что принятие решений является только одной из обязанностей руководителя. "Оно обычно занимает лишь небольшую часть его [или ее] времени". [2, с.117]
Однако принятие важных решений является конкретной обязанностью именно руководителя.
Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами, принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий.
Самым важным качеством любого менеджера должна быть его готовность и стремление принимать важные и трудные решения.
Принятие решения призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям с учетом ограниченности ресурсов.
На принятие управленческого решения влияет множество факторов. Их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы:
- знание и опыт управленца;
- качество управленческого решения и т.п.;
- волевые способности управленца (умение отстоять принятое решение, реализовать его).
Внешние факторы:
- наличие своевременной информации;
- время, предоставленное для принятия решений;
- уровень полномочий управленца;
- регламентация процесса принятия управленческого решения внутренними правилами организации;
- возможность реализации управленческого решения;
- важность управленческого решения для исполнителей. [17, с.85]
Принимая во внимание, что принятие решений всегда ориентировано на конечную цель, а они как правило, различны, существует несколько моделей принятия решений с определенными для каждой алгоритмами. Ниже рассмотрим некоторые модели.
1. Классическая модель.
Применяется в ситуациях, когда точно известна цель.
Алгоритм принятия решения: определение проблемы; сбор максимального количества информации; расстановка приоритетов в оценке альтернатив; выбор альтернативного варианта по заранее обозначенным критериям, его плюсы и минусы
Данная модель эффективна при реализации заранее определенных и не подлежащих изменению целей.
. Административная модель. Применяется в ситуациях неопределенности, трудных ситуациях, а также в ситуациях конфликта целей.
Алгоритм принятия решения: описание проблемы; поиск вариантов решений с учетом доступных на данный момент ресурсов (человеческих, финансовых и информационных); интуитивное принятие ситуативного решения.
Подобный вид решений направлен на быстрое изменение ситуации и имеет достаточно высокую степень риска. Его плюсы и минусы
3. Политическая модель. Применяется в условиях несогласованности целей сотрудников или структурных подразделений компании (в ситуации конфликта - людей или позиций).
Алгоритм принятия решения: выявление интересов, целей и ценностей всех заинтересованных сторон; обмен информацией; групповая дискуссия; принятие решения на основе результатов переговоров.