Принятие управленческих решений как функция менеджера
Такую модель зачастую используют для определения общих целей и совместной выработки решений. Речь может идти о каких-либо стратегических задачах, на перспективу.
Принятие решений является основной функцией менеджера.
В зависимости от личностных особенностей менеджера существуют следующие стили принятия решений:
) директивный стиль, решения понятные, простые для восприятия подчиненных. принимаются быстро, без углубления в подробности и всестороннего анализа. носят рациональный характер;
) аналитический стиль, решения принимаются на основе глубокого изучения проблемы и рассмотрения всех возможных вариантов. отличаются взвешенностью и обоснованностью;
) концептуальный стиль, творческий, креативный подход к процессу принятия решения. сбор информации и выработка решения осуществляются путем обсуждения проблемы с другими людьми;
) поведенческий стиль, решения принимаются с учетом интересов и анализа возможных последствий для тех, кого они непосредственно касаются или затрагивают. ориентированы на межличностные отношения.
Если рассматривать менеджера как лицо, принимающее решения, то в основном он ориентируется на поведенческие аспекты. С поведенческой точки зрения часто рассматриваются склонность данного менеджера к принятию риска или к уклонению от риска, а также влияние подсознательного сознания на выбор среди имеющихся возможностей. Хотя поведенческая точка зрения сама по себе довольно важна и вполне оправдана, тем не менее, она недостаточна для раскрытия полной сущности управленческого решения.
Еще одним важным аспектом для управленческого решения является организация, в которой оно принято. В процессе выполнения целей организации и возникает потребность в принятии управленческих решений. Поэтому именно организационные цели и могут служить основой для оценки успеха принятого решения. Управленческие решения и организации существуют в рамках взаимозависимых отношений.
Менеджеры и организации представляют собой подсистему в рамках более крупной окружающей их системы, частью которой они и являются. В дипломной работе в качестве системы рассматривается организация.
Внешней средой конкретной организации являются ее акционеры, которые прямо заинтересованы в результатах решений, принимаемых менеджерами. Корни управленческого решения уходят в окружающую среду, где в случае необходимости и возможности формируется управленческая задача. Эта управленческая задача приводит в действие процесс принятия решений, который в случае удачи приводит к достижению поставленной задачи в заранее определенных временных и ценовых рамках. Успех или неуспех управленческого решения определяется его принятием или непринятием. Управленческое решение берет свое начало во внешней среде, которая также является основой для его конечной оценки. В таком случае внешняя среда имеет наиважнейшее значение для оценки различных аспектов управленческого решения.
Исход управленческого решения - это те результаты, которых ожидает руководство при принятии решения. Исход является основным аспектом управленческого решения потому, что в нем отражается превалирующее отношение менеджеров к проблеме, о том отношении, которое существовало на момент принятия решения.
Существующее отношение лиц, принимающих решение, предопределяет, попытаются ли они достичь максимально приемлемого исхода при данных условиях с сопутствующей им возможностью неудачи, или они просто попытаются достичь цели посредством использования "удовлетворительного" подхода, в рамках которого не может быть речи о максимизации успеха, но который гарантирует более стабильный положительный результат. В любом случае ожидания менеджеров относительно исхода обязательно являются основным импульсом, предопределяющим выбор, и поэтому требуют особого внимания при анализе различных аспектов управленческого решения. [13, с.59]