Чем обоснованы наценки на бензин
8 сентября 2012 г. генеральный директор ОАО «Нефтемаркет» Александр Никульшин собрал пресс-конференцию <http://www.chita.ru/news.php?id=15339>, на которой разъяснил журналистам ситуацию с ценообразованием на рынке автомобильного топлива.Накануне пресс-конференции компания снизила стоимость самых популярных марок - бензина АИ-80, АИ-92 и дизельного топлива на один рубль. Основная тема разговора Никульшина с журналистами сводилась к тому, что ОАО «Нефтемаркет» не имеет отношения к реальным причинам резкого роста цен на бензин. В начале разговора Никульшин выразил сожаление, что никто из журналистов не пытался детально разобраться в причинах роста цен на бензин. Обсуждение проблемы в СМИ, по мнению гендиректора, сводилось к поискам признаков ценового сговора предприятий работающих в крае, что, по его мнению, является не совсем корректной объяснением сложной экономической проблемы.
Доказать свою непричастность к повышению цен Никульшин взялся самыми простыми и доступными способами. Для этого он поднял статистику цен с 2006 года и перевёл килограммы, которыми топливо покупается у производителей, в более доступные для журналистов литры.
Оперируя ценой закупки топлива у производителей и ценой реализации за разные периоды 2006-2008 годов, Никульшин доказывал, что выгода предприятия за эти годы не менялась, колеблясь от 1,5% до 3,5%.
Гендиректор утверждает, что наценка крайне невыгодна для розничных поставщиков нефтепродуктов. По информации Никульшина, в предыдущие годы - при стабильной цене, объём продаж ежегодно возрастал на 7-10%. За восемь месяцев 2008 года объём реализации ОАО «Нефтемаркет» составил 82-85% от плана. В августе эта цифра составила 81,5%. По дизельному топливу предприятие и вовсе работает с убыточной рентабельностью в -2,2%. Как отметил Никульшин, для продавцов гораздо выгоднее продать больше топлива по низкой цене. Чтобы стабилизировать цены, «Нефтемаркет» сократил издержки. Снизились скидки для автовладельцев с 10% до 2%, Пришлось отказаться от реконструкции АЗС, тогда как раньше в год ремонтировалось по пять-шесть заправок. На неопределённый срок отложено строительство АЗС в Дульдурге, Жирекене и Амазаре. Возросшая цена выгодна только производителям топлива, утверждает руководитель «Нефтемаркета». Но, по словам Никульшина, вся вина перекладывалась на конечное звено, то есть на розничных торговцев. Ответ на самый распространённый вопрос - почему в Чите цены самые высокие, - по словам Никульшина, кроется в отдалённости Забайкалья от основных производителей топлива. Географическое положение региона таково, что расстояние от западных и восточных производителей одинаково. ГСМ поступает в край от Ангарской нефтехимической компании, услугами производителей, работающих на востоке страны, регион не пользуется. Стоимость доставки топлива из Ангарска железнодорожным транспортом составляет около 1,5 рублей в пересчёте на литр. Разница цен на ГСМ между Прибайкальем и Читой, колеблющаяся от 70 копеек до 1,5 рублей, по словам Никульшина, вполне оправдана. Шла речь и о проверках, которым компанию подвергла антимонопольная служба: «Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства - это ерунда. Узнал я об этом только из прессы, нас почему-то о грядущих проверках не предупредили. Ряд АЗС, принадлежащих компании «Регион» (которая также обвиняется в нарушении антимонопольного законодательства - Е.З.), находятся поблизости от наших. Когда мы вывешиваем цены на информационном табло, их специалисты также меняют стоимость своего товара. Но это не говорит о том, что мы договаривались о наценке. Вообще, это закон рынка - когда мелкие предприятия подстраиваются под более крупные. Мы ведь не можем просить всех продавцов приостановить изменение цен на пару дней в угоду УФАС». Если сговор «Нефтемаркета» и «Региона» будет доказан, то предприятиям грозит штраф от 1,5% до 15% годового дохода компании. По словам Никульшина, доход «Нефтемаркета» за 2007 года составляет около 5,5 млрд рублей. Если штрафные санкции будут применены, то это повлияет на рост цен и отразится на экономике региона: «Из-за всех обвинений имиджу компании нанесён серьёзный удар, которого она не заслуживает. Вообще «Нефтемаркет» - это предприятие социальной направленности, её услугами пользуются муниципалитеты. Резкий скачок цен, могут не пережить небольшие сельскохозяйственные артели. Поэтому нужно объединять усилие бизнеса и власти для стабилизации цен на топливо. По мнению Никульшина, стоимость ГСМ в регионе, с учётом экономической обстановки в стране, должна снизится на 2-3 рубля».