Экономическая эффективность повышения качества продукции
Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой: Крым ивент crimeaevents.com.
Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
· для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
· экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
· необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
· предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:
∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд - Сбр),
где ∆П - общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv - дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц - дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд - дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр - величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:
∆П = (Цн - Сн) ∙Vн - (Цст - Сст) ∙Vст,
где Цн, Цст - новая и старая продажная цена; Сст, Сн - себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн - объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции. Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
Э = ∆П - Е ∙ К,
где Е - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложении; К - дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Еп,) или рентабельностью активов предприятия (Ra):
Е = ∆П / К.
Если Е > Еп или Е > Ra, то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно выявить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности:
· повышение технического уровня производства;
· повышение уровня квалификации персонала;
· совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
· внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
· повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;