Проектная деятельность учреждений культуры в контексте реализации государственной культурной политики: теоретический аспект
Колтынюк Б.А. обращает внимание на то, что именно использование потенциала культуры в общественном развитии, реализация эффективных концептуальных моделей современной культурной политики актуализируют потребность в проектном подходе к управлению сферой культуры.
Вместе с тем в процессе децентрализации учреждения культуры, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса. Это связано с тем, что государство своевременно не создало эффективной системы ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитал [27].
В своём труде "Управление проектами" Кунов И. А. приходит к выводу о том, что важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в учреждения культуры должно стать именно проектно-ориентированное управление. Оно может стимулировать привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов и частных инвесторов, способствовать эффективному развитию предпринимательской деятельности организаций культуры, обеспечить целевую ориентацию и финансовую гибкость управления, действенный контроль за расходованием средств [28].
Роль государства в сложившихся условиях, по мнению Жидкова В.С. и Соколова К.Б., заключается в полном или частичном уходе от финансирования тех направлений культурной сферы, которые могут успешно существовать за счет рыночных ресурсов; в систематическом обучении работников культуры новым проектным технологиям; в развитии сотрудничества культуры и бизнеса, что может выражаться в формировании предпосылок, привлекательных для участия в различных проектах.
К ним относятся: законодательные и налоговые льготы для бизнеса, оказывающего поддержку культуре; распространение опыта эффективного сотрудничества через средства массовой информации; поощрение спонсоров и спонсорских проектов (конкурсы и премии); программы встречного бюджетного финансирования проектов и т.д.
В сфере культуры России сегодня накоплен определенный практический опыт по созданию и реализации проектов. Однако, с целью обеспечения эффективности проектной деятельности в учреждения культуры, он нуждается в систематизации и классификации[16].
Анализ публикаций, посвященных проблемам управления проектами, показывает, что в связи с многоаспектностью использования проектной деятельности, существуют различные классификации проектов.
Аванесова Г.А. считает необходимым использовать классификации проектов:
по масштабам;
по содержанию;
по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели;
по целям деятельности.
С позиций масштабов проекты можно рассматривать как:
монопроекты (для одного учреждения культуры);
мультипроекты ( для нескольких учреждений культуры);
мегапроекты ( для учреждений культуры какого - либо региона).
Каждый проект развивается в определённой среде. Причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит, эта среда напрямую влияет на проект. Все воздействия делят на несколько категорий:
социально-культурное окружение (нравы и обычаи местности, этические соображения проектной деятельности и т. д.)
международно-политическое окружение (политическая ситуация на территории, экономическое влияние, ресурсоемкость местности и т. д.)
окружающая среда (экологические параметры, наличие природных ресурсов и т. д.).
Окружение проекта может изменяться в ходе его выполнения, изменяя своё влияние на него. Такие изменения бывают как позитивными, так и негативными. Управлением изменениями < занимается соответствующий раздел дисциплины - управление проектами [1].
По мнению Курбатова В. И, исходя из содержательных признаков, проекты в культурной практике делятся на:
пилотные;
инвестиционные;
информационные;
инновационные;
маркетинговые;
стратегические;
организационные;
партнерские;
образовательные;
социокулътурные;
научные;
производственные;
управленческие и т.д. [29].
Евтеев О.А определяет разделение: по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели: