Проектная деятельность учреждений культуры в контексте реализации государственной культурной политики: теоретический аспект
В любом проекте определяются факторы успеха и риски, и социокультурные проекты не исключение, Луков В.А. определяет их следующими: факторы успеха подразумевают указание сильных сторон деятельности учреждения культуры, способствующих успешной реализации проекта, а именно:
- начало фактической деятельности по теме проекта;
многолетний опыт организаторов;
высокая квалификация персонала;
креативный потенциал коллектива, инновационные способности;
широкое социальное партнерство;
согласование с региональными программами развития и т.п.
Риски проекта - негативные факторы, "подводные камни" в реализации проекта. Луков В.А. выделяет следующие причины возникновения рисков:
политические (связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства);
экономические (связанные с экономической нестабильностью в стране, недостаточным финансированием);
производственные (связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов);
организационные (недостаточный опыт организаторов);
профессиональные (низкий уровень квалификации персонала, нехватка компетентных кадров, способных осуществить проект);
Не менее важным является определение будущего проекта. Здесь необходимо коротко объяснить, с чьей помощью и за счёт каких ресурсов авторы рассчитывают сохранить и развивать результаты, полученные в рамках проекта.
Завершающий пунктом должно стать приложение, в него входят документы, материалы, например такие как: регистрационные документы; договоры с организациями - партнерами; публикации об организации в СМИ и т.д.
После оформления всех вышеперечисленных пунктов можно приступать к следующему этапу проектной деятельности [31].
3 этап: Реализация проекта.
Согласно Мазура И. И. этапы реализации и завершения проекта базируются на управлении проектами - профессиональной деятельности, основанной на применении современных научных знаний, навыков, методов и технологий для достижения эффективных результатов.
Рис.1 Модель управления проектом.
Первым процессом реализации проекта является инициация - принятие решения о начале выполнения проекта.
Процесс инициации осуществляется в два этапа:
регистрация проекта, подготовка и проведение презентации;
собственно инициация проекта.
При регистрации проекта заполняется шаблон, содержащий основную информацию. Затем проекту присваивается статус "Зарегистрирован" и определяется информационное пространство (бумажная папка-накопитель и (или) электронная папка в компьютере) для хранения проектной документации [32].
Следующим процессом является планирование проекта, по мнению Козловой Т.В. оно представляется - как определение целей и критериев успеха; разработка стратегии их достижения. Планирование осуществляется в течение всего срока реализации проекта. В самом начале проектной деятельности обычно разрабатывается неофициальный предварительный план, т. е. составляется общее представление о том, что нужно выполнить для реализации проекта. Выбор проекта в значительной степени основывается на предварительных оценках.
Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации:
определяются ключевые точки проекта;
формулируются задачи;
устанавливается их взаимная зависимость.
Планирование включает много процессов, отдельные из которых имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Помимо основных процессов планирования немало важное значение имеют и вспомогательные процессы:
планирование организации - определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в работе проекта;
планирование взаимодействия - определение потоков информации и способов взаимодействия участников проекта;
планирование качества - определение используемых в проекте стандартов качества и путей их достижения;