Основные причины конфликтов в сфере деловых взаимоотношений
. общие и частные институализированные или просто подразумеваемые "правила игры" и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
. фиксированные доходы, расходы, обязательства (дефицит бюджета, взаимоотношения между государствами);
. фиксированные даты, время, меры (праздники, ограничения скорости и т.п.).
. Ценностные факторы - это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или которые сознательно и даже намеренно нарушаем, принципы, следование которым ожидают от нас другие, а мы от других. Ценности вносят в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются по силе действия от санкции до цензуры), по важности (от мандата до обычаев, до общепринятых действий). Ценности обычно описывают как:
. личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);
. групповые системы верований и поведения;
. общие нормативные ценности;
. профессиональные ценности и нужды;
. идеология, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;
. религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;
. традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;
. представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;
. терпимость в отношении ценностей;
. восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;
. способы и методы оценки уместности, эффективности, "справедливости", "практичности", "реалистичности";
. отношение к прогрессу и переменам, к сохранению старого, к "статусу кво";
. Этические аспекты ситуации.
. Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия или его отсутствием между двумя или более сторонами. Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты:
. основа отношений (добровольные, принудительные);
. сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
. что ожидается от взаимоотношений?;
. важность взаимоотношений;
. ценность отношения для себя и для других;
. длительность отношений;
. совместимость сторон в смысле ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личной сочетаемости;
. вклад сторон в отношение (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
. баланс силы в отношениях;
. различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
. история отношений;
. обещание, данное открыто или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще невыполненное;
. уровни доверия и авторитетности;
. негативный осадок от прошлых конфликтов;
. ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны и их давление на отношения сторон.
. Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. В отношении конфликта наиболее интересным является поведение, которое:
. задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;
. угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
. постоянно (или часто) отвлекает нас, (вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку);
. кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;
. непредсказуемо, безответственно, эксплуатирует отношения;