Понятие профессиональных качеств работников сервисных служб
профессиональный работник менеджер сервисный
Одной из важнейших характеристик специалиста является комплекс профессионально важных качеств, которым он обладает и который позволяет ему качественно (в соответствии с заданными требованиями) осуществлять профессиональную деятельность.
Определение профессионально важных качеств личности специалиста как относительно устойчивых качеств личности, возникающих и совершенствующихся в процессе личностного развития при освоении профессиональной деятельности и ее осуществлении и способствующих эффективной профессиональной деятельности и ее углубленному освоению.
Под профессионально важными качествами целесообразно понимать относительно устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении профессиональной деятельности и ее осуществлении и способствующие эффективному осуществлению профессиональной деятельности и ее углубленному освоению.
Такое определение более полно отражает сущность понятия, так как:
характеризует профессионально важные качества как относительно устойчивые, подчеркивая тем самым их динамичную сущность, возможность развития, совершенствования и обратных процессов;
определяет генезис профессионально важных качеств как одного из результатов личностного развития, возникающего и развивающегося в ходе профессиональной деятельности;
говорит об условиях формирования профессионально важных качеств, связывая их с процессами освоения и осуществления профессиональной деятельности;
указывает на влияние уровня развития профессионально важных качеств на эффективность профессиональной деятельности, успешность ее дальнейшего расширенного и углубленного освоения.
Структура профессионально важных качеств личности должна соответствовать структуре личности. По четырехуровневой модели динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, каждой подструктуре модели (биопсихических свойств, психических функций, опыта и направленности) соответствует определенная группа профессионально важных качеств. Сложность исследования профессионально важных качеств личности состоит в том, что они составляют систему, свойства которой не являются простой суммой свойств компонентов. Аналогичных свойств системы можно достичь путем организации в систему другого множества компонентов. Поэтому невозможно подобрать однозначный набор профессионально значимых качеств для любой профессиональной деятельности. Этим же объясняются и широкие компенсаторные возможности, позволяющие людям с самыми разными свойствами психики успешно осуществлять аналогичную профессиональную деятельность посредством выработки индивидуальных стилей. Вследствие этого не существует какой либо общепринятой, а существует множество моделей профессионально важных качеств.
Многие исследователи предпринимают попытки выделить «ключевые», основополагающие качества, формирование которых влечет за собой формирование других профессионально важных качеств. Например, системное мышление, экономическое мышление, профессиональная направленность, ответственность и другие.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности бармена, необходимо более подробно рассмотреть такие понятия, как эффективность и профессионализм.
Под эффективной деятельностью понимается отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.
Выбор критериев эффективности практической деятельности бармена является важнейшим этапом ее оптимизации. Это определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной деятельности бармена.
Качества работника сервисной службы - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант работника сервисной службы определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики работника сервисной службы.
Профессионально важные качества работника сервисной службы рассматриваются на трех уровнях: