Понятие профессиональных качеств работников сервисных служб
на уровне задач деятельности работника сервисной службы;
на поведенческом уровне;
на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности работника сервисной службы можно выделить следующие профессионально важные качества.
Наиболее важными являются:
Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития работника сервисной службы как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности работника сервисной службы в зависимости от того, какие ресурсы работника сервисной службы - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности работника сервисной службы коммуникативные качества:
способность к кооперации и групповой работе;
поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
социальная компетентность при реализации своих целей.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Далее обратим на следующее:
Мотивационно-волевые качества:
1. стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
2. осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
. самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
. социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).