Общая характеристика деятельности предприятия и производственно-экономические показатели НПО «Элсиб» ОАО
– сервисное обслуживание, комплектация, ремонт и модернизация энергетического оборудования, как своего производства, так и других производителей и др.
Основная номенклатура НПО «ЭЛСИБ» ОАО:
– ТГ (турбогенераторы);
– ГГ (гидрогенераторы);
– асинхронные двигатели;
– КЭМ (крупные электрические машины);
– прочее оборудование (ДРК, систем возбуждения, преобразователей частоты).
Основным организационным документом предприятия является Устав НПО «ЭЛСИБ» ОАО от 23.09.07 г., в котором освещены общие и правовые положения, цели и виды деятельности, ряд положений для акционеров предприятия и т.п.
Размер уставного капитала Общества- 112 000 000 рублей
Номинальная стоимость акций - 80 рублей
Общее количество размещенных акций - 1 400 000 штук
Оценивая развитие Общества, можно отметить, что 2009 год для НПО «ЭЛСИБ» ОАО был годом динамичного роста. Главными целями команда топ-менеджеров обозначила модернизацию и техническое перевооружение, наращивание производственного потенциала предприятия. Ключевыми факторами успеха явились рационализаторские идеи руководства компании, грамотная и последовательная экономическая политика.
Состав конкурентов Общества в течение 2009 года оставался неизменным. Однако произошли серьезные корпоративные изменения у некоторых из конкурентов, что коснулось, главным образом, системы управления активами.
К иностранным компаниям-конкурентам относятся все мировые лидеры энергетического машиностроения: GE Energy, Siemens PG, Voith Siemens, ALSTOM Power, BRUSH, ABB, MITSIBUSHI Heavy Industry, HITACHI, TOSHIBA, Ansaldo Energy.
В течение 2009 года конкуренция на рынке обострилась. При увеличении спроса на оборудования на рынке увеличилось предложение со стороны иностранных компаний, которые укрепили свои позиции в 2009 году.
Специфика рынка производства оборудования электростанций такова, что конкуренты зачастую являются партнерами, совершая совместные поставки для отдельных проектов. НПО «ЭЛСИБ» ОАО, поставляя только отдельные компоненты энергетических установок - генераторы, вынуждено для успешной работы на рынке усиливать партнерские взаимоотношения с конкурентами. Наиболее плотным такое взаимодействие является на рынке гидрогенераторов. Однако снижение спроса на рынке энергетического машиностроения серьезно затрудняет сотрудничество и усиливает конкуренцию.
Доля Общества на рынке турбогенераторов в 2009 году оценивается примерно в 10% от произведенного оборудования. То есть произошло ее снижение. Это связано с переходом генерирующих компаний на газотурбинные технологии и проведение торгов на условиях поставки «под ключ» блоков и турбоагрегатов. На рынке гидрогенераторов доля компании несколько увеличилась и составила почти 45%.
На рынке асинхронных электродвигателей конкуренция продолжает обостряться. НПО «ЭЛСИБ» ОАО в течение 2009 года удалось улучшить взаимодействие с основными потребителями на данном рынке. Однако на этих сегментах влияние иностранных компаний возрастает. Уже происходят поставки мощных импортных насосных агрегатов на новые энергоблоки. Усилилась угроза выхода на рынок китайских производителей, чему способствует проникновение их на рынок Украины через организацию совместных предприятий с украинскими коллегами. Вследствие этого Общество продолжает предпринимать шаги по установлению партнерских отношений с иностранными производителями насосного, компрессорного оборудования.
Доля НПО «ЭЛСИБ» на российском рынке мощных асинхронных двигателей составляет от 5 до 100% по разным сериям двигателей и различным отраслям. В целом укрупнена доля рынка НПО «ЭЛСИБ» в 2009 г. по высоковольтным асинхронным двигателям в денежном выражении составляет около 23%. В целом рынок крупных электрических машин (этот сегмент шире и включает все типы электрических машин большого габарита) в 2009 году в физическом объеме уменьшился по отношению к 2008 году и составил 99,2%. На НПО «ЭЛСИБ» отгрузка в физическом выражении в 2009 году увеличилась на 5% по отношению к 2008 году.
Говоря об оценке доли рынка, необходимо учитывать, что ее достоверность невысока вследствие широты номенклатуры продукции и почти полного отсутствия информации по выпуску продукции предприятий отрасли в открытых источниках.