Контроль качества продукции
Однако устранение брака еще не означает улучшения качества продукции. В момент контроля продукция уже либо годная, либо негодная. Те операции, которые привели к данному состоянию продукции, уже закончены. В этом плане важно, чтобы контроль нес профилактические функции, предупреждающие или не допускающие возникновение и рост брака, то есть являлся предупредительным. Контроль, не только дающий оценку качества продукции, но и активно воздействующий на технологический процесс и другие факторы производства с целью управления, является активным. Активный контроль является одним из прогрессивных путей повышения качества продукции с наименьшими затратами.
Существенным элементом борьбы с разнообразными дефектами служит анализ рекламаций и отзывов потребителей продукции. Такой анализ позволяет, определить степень эффективности действующей на предприятии-изготовителе системы контроля, а также скрытые дефекты, мешающие нормальной эксплуатации или потреблению продукции. Такой анализ проводится как на уровне организаций разработчиков продукции и предприятий-изготовителей, так и на отраслевом и государственном уровнях [18, с.3-8].
Для контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь сформированы законодательные основы, приняты и действуют нормативные технические правовые акты (гигиенические нормативы, государственные стандарты), определены контрольные и надзорные органы, осуществляющие профессиональную деятельность на различных стадиях жизненного цикла продукции и на различных уровнях управления экономикой, установлен порядок их взаимодействия, введена гигиеническая регламентация, сертификация, осуществляется контроль качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Требования к продуктам питания постоянно ужесточаются. Так например, с целью установления современных требований к фасованным товарам в соответствии с требованиями европейских Директив, разрабатывается технический регламент Республики Беларусь «Товары фасованные. Требования к количеству товара в упаковке».
В 2006 г. вступают в силу новые законодательные акты Европейского Союза, определяющие правила производства, в том числе санитарно-гигиенические, правила контроля сырья и готовой пищевой продукции, а также условия их поставки в эти страны.
Легальный экспорт продуктов питания животного происхождения (мясо, рыба; молоко и продукты их переработки) в страны Европейского Союза могут осуществлять только те страны, которые занесены в список поставщиков, составленный Комиссией Европейского Союза [22, с.10-11].
Стандарты и правила устанавливают специальные и общие требования к пищевой продукции, в частности к маркировке продуктов питания; пищевым добавкам; содержанию вредных веществ; методам анализа и взятию проб; гигиене продуктов питания: продуктам питания для диабетиков; импорту и экспорту продуктов питания; остаточному содержанию ветеринарных лекарств в пищевых продуктах; остаточному содержанию пестицидов в пищевых продуктах. Кроме требований к продукции - важной составляющей поставки продукции на экспорт - является тара и упаковка.
Выполнение требований Директив ЕС дает предприятиям республики право на СЕ-маркировку с целью выхода белорусской продукции на европейский рынок. СЕ-маркировка является своеобразным «паспортом» продукции на территории стран Европейского Союза.
Право нанесения СЕ-маркировки на 1 декабря 2005 г. имеют 739 изделий, выпускаемых предприятиями Республики Беларусь. Среди них: ЗАО «Атлант»; ОАО «Горизонт»; СП ОАО «Брестгазоаппарат»; РУПП «Бобруйскагромаш»; ПРУП «Белорусский цементный завод»; РУПП «Завод Оптик»; РУПП «Белорусский автомобильный завод» [22, с.13].
Подводя итоги проведенному рассмотрению, отметим, что современный контроль качества представляет собой сложную, охватывающую всю организацию систему, без успешного функционирования которой невозможно эффективно решать проблемы качества.
Системы менеджмента качества на основе международных стандартов