Интегрированная система менеджмента
Важнейшим условием успеха в конкурентной борьбе за рынки сбыта является высокая конкурентоспособность организации, которая в значительной степени определяется эффективностью использования всех видов ресурсов и совершенством системы менеджмента [27, с.49].
Обеспечением качества продукции занимались во все времена, подходы к обеспечению требуемого уровня все время совершенствовались. Совершенствуя методы обеспечения качества и стабильности технологических процессов, производители перешли от систем обеспечения качества продукции к системам менеджмента качества на основе процессного подхода.
Международной организацией по стандартизации ИСО постоянно ведутся работы по созданию нормативной базы, развивающей подходы к менеджменту качества.
Основополагающими стандартами для систем менеджмента качества стали стандарты ИСО серии 9000. Однако универсальные требования к системе менеджмента качества, регламентируемые стандартами ИСО 9000 версии 2000, не учитывают и не могут учитывать специфических особенностей конкретной отрасли или конкретной продукции.
Так появились ИСО 16949, устанавливающий требования к системам менеджмента качества поставщиков автомобильных компаний; стандарт TL 9000, регламентирующий требования к системам менеджмента качества предприятий, выпускающих телекоммуникационное оборудование; ИСО 15161, ИСО 22000 для пищевых предприятий.
Процессный подход, провозглашенный стандартом ИСО 9001, позволил рассматривать деятельность в целом как сеть взаимосвязанных процессов. Результатом процессов является не только продукция, но и:
побочное воздействие на окружающую среду, которое в наше время уже нельзя не замечать;
производственная среда, зачастую вредная и опасная для людей, участвующих в процессе;
воздействие на общество, изменение его социальных отношений, порождаемое современным производством.
Данные аспекты деятельности предприятий рассматриваются в стандартах ИСО серии 14000, OHSAS 18000, SA 8000.
В республике наблюдается положительная динамика внедрения и сертификации систем управления по ИСО 9001, ИСО 14000, НАССР, проводятся работы на отдельных предприятиях по внедрению системы управления охраной труда [22, с.14-15].
С появлением международных стандартов на отдельные системы, требования и структуры которых во многом идентичны, определилась необходимость целесообразность в их интеграции.
Интегрированная система менеджмента - это часть общей системы менеджмента организации, отвечающей требованиям двух и более международных стандартов на системы менеджмента, функционирующей как единое целое и направленной на удовлетворение потребностей нескольких заинтересованных сторон.
Одна из возможных моделей интегрированной системы менеджмента организации схематично представлена на рисунке 1.3.1.1.
Рисунок 1.3.1.1 - Модель интегрированной системы менеджмента
В результате интеграции системы менеджмента организация может получить ряд преимуществ, включая:
создание единой гармонизированной структуры системы менеджмента, позволяющей добиться большей согласованности действий внутри организации и тем самым повысить ее эффективность;
снижение затрат на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы менеджмента по сравнению с затратами с затратами по каждой системе в отдельности;
ориентацию интегрированной системы менеджмента на общую сбалансированную стратегию развития организации;