Интегрированная система менеджмента
Теперь изучим каждый элемент интегрированной системы менеджмента в отдельности.
ИСО 9000
В Республике Беларусь в течение последних лет ведется активная работа по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000 (далее МС ИСО 9000) на системы менеджмента качества. И в абсолютном большинстве случаев, когда речь идет об этих стандартах, об их применении в практической деятельности, подразумевается качество продукции. Так было применительно к МС ИСО 9000 версии 1987 года. Что же касается сегодняшней ситуации, то, по мнению авторов, МС ИСО 9000 версии 2000 года - это стандарты, ориентированные не только на обеспечение качества продукции, но и качества работы организации в целом, то есть на обеспечение ее конкурентоспособности.
Прежде чем перейти к анализу места и роли международных стандартов в системе менеджмента качества ИСО 9000:2000 в решении проблемы конкурентоспособности организаций, уместно привести отдельные термины, касающиеся качества (понятие качества было рассмотрено в пункте 1.1 диплома) и конкурентоспособности.
Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Конкурентоспособность продукции - способность продукции отвечать требованиям конкретного рынка на рассматриваемый период.
Анализ эволюции развития МС ИСО 9000 подтверждает переход их идеологии от идеологии обеспечения качества продукции (МС ИСО 9000 версии 1987 года) к идеологии обеспечения конкурентоспособности продукции (МС ИСО 9000 версии 1994 года) и далее - к идеологии конкурентоспособности организации (МС ИСО 9000 версии 2000 года). Для подтверждения приведем лишь отдельные положения из этих стандартов.
МС ИСО 9000 версии 1987 года
Главное в идеологии МС ИСО 9000 версии 1987 года - обеспечить выполнение установленных требований к продукции, то есть установленных показателей качества.
Влияние системы качества на конечные результаты деятельности поставщика не затрагивается. Не затрагиваются финансовые аспекты системы качества, а также вопросы удовлетворения других (кроме потребителя) заинтересованных сторон.
МС ИСО 9000 версии 1994 года
В положениях стандартов ИСО 9000 версии 1994 года речь идет уже о продукции, которая должна соответствовать установленным требованиям и удовлетворять запросы потребителя, то есть устраивать его по факторам: цена, своевременность поставки, стоимость обслуживания, а это уже элементы конкурентоспособности продукции. Таким образом, удовлетворенность потребителя продукцией и конкурентоспособность продукции становятся понятиями, неразрывно связанными между собой.
Затрагивается связь системы качества с требованиями охраны окружающей среды и нуждами общества в целом (пока в общем виде), что является составляющими конкурентоспособности организации [5, с.49-50].
МС ИСО 9000 версии 2000 года
Принципы менеджмента, качества стандартов ИСО 9000 версии 2000 года - ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный подход, постоянное улучшение - направлены на достижение успеха в бизнесе.
МС ИСО 9000 версии 2008 года
Новые принципы, рассматриваемые в проекте стандартов ИСО версии 2008 года, основными из которых являются стратегическое планирование, менеджмент знаний, инновации, направлены на устойчивое развитие организации через обеспечение создания ценности для потребителя, ориентацию на общественные ценности, лидерство в предвидении, осознание своих преимуществ в сфере компетентности, всеобщую оптимизацию, личное и организационное самообучение, оперативность и автономность.