Анализ конкурентоспособности УП «Бумажная фабрика» Гознака
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности, то есть определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности реализовывать товары и услуги, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.
Формирование цен на фабрике определяется на основании Положения о порядке формирования цен УП «Бумажная фабрика» Гознака и закреплены в прейскуранте (см. приложение 1).
Для определения конкурентной позиции УП «Бумажная фабрика» Гознака рассмотрим производство выпускаемой продукции УП «Бумажная фабрика» Гознака по направлениям деятельности в целом по предприятию (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Доля объемов производства продукции УП «Бумажной фабрики» Гознака по направлениям деятельности в 2010 году
Как видно из рисунка 2.1, полиграфическое производство является приоритетным направлением деятельности фабрики, на втором месте бумага ролевая и бумажно-беловые товары 22%, конверты - 10%.
В таблице 2.3 представлена структура полиграфического производства.
Таблица 2.3 - Структура полиграфического производства УП «Бумажная фабрика Гознака
Наименование выпускаемой продукции |
Доля в общем объеме производства в 2010, % |
Бланки строгой отчетности (по заказу предприятий Гознака) |
86 |
Коммерческие заказы |
11 |
Этикеточная продукция |
3 |
Как видно из таблицы 2.3, что в 2010 году наибольшую долю в полиграфическом производстве занимают бланки строгой отчетности (государственный заказ: товарно-транспортные и товарные накладные, путевые листы, контрольные знаки и т.д.) - объем производства составил 52 173,7 млн. руб. или 86%, а также объем продаж бланков строгой отчетности, являющихся частными заказами в 2010 году составил 4 694,3 млн. руб. или 11% в общем объеме производства продукции по предприятию.
Основными потребителями рынка бланков строгой отчетности (негосударственные заказы) являются: страховые организации, организаторы лотерей, банки, а также все государственные органы, в том числе министерства. Основные виды бланков строгой отчетности, представляющие интерес для фабрики:
· бланки лотерейных билетов;
· бланки страховых полисов;
· бланки входных билетов для различных зрелищных мероприятий;
· бланки санаторно-курортных путевок;
· бланки банковских документов;
· бланки специализированных бланков для нужд государственных учреждений;
· бланки проездных документов.
В сфере производства бланков страховых полисов, входных и лотерейных билетов, санаторно-курортных путевок, других специализированных бланков фабрика достаточно прочно завоевала позиции на рынке. Все данные виды бланков изготавливаются на предприятии, имеется опыт в их производстве. Нашими основными заказчиками по производству бланков строгой отчетности в 2010 году являлись: «Белорусские лотереи»; «Белгосстрах»; «Белросстрах»; «Белэксимгарант»; Дворец Республики; Республиканский Дворец культуры профсоюзов; Белгосфилармония; Белорусский государственный театр кукол; Белорусская железная дорога; «Красносельскстройматериа-лы»; Республиканский санаторий «Березина»; Лепельский военный санаторий; Республиканский санаторий «Ясельда»; Санаторий «Лесное»; «Гранит»; Борисовский городской стадион; ГСОК «Логойск»; Футбольный клуб «Динамо-Минск»; ИП «АТВ-ЛИТ»; органы по сертификации; предприятия Министерства лесного хозяйства.
В настоящее время интерес для фабрики представляет рынок проездных документов. Отделом маркетинга в 2010 году начата работа по завоеванию этого рынка. Получены первые заказы на изготовление проездных билетов на автобус (на одну поездку и на месяц) для ДУП «Автопарк №3» г. Борисова». По-прежнему не удается выиграть конкурс на изготовление проездных документов для нужд ГО «Белорусская железная дорога» (цены фабрики выше цен основного конкурента - РУП «Бобруйская укрупненная типография им. А.Т. Непогодина»). В 2011 году планируется участие в конкурсе на изготовление бланков строгой отчетности для ГО «Белорусская железная дорога», а также проведение работ по освоению тех. процесса их изготовления.