Общие рекомендации по разработке анкеты
Практика показывает, что степень вовлеченности медицинских учреждений в реформу сестринского дела может значительно отличаться не только между регионами, районами, административными центрами и населенными пунктам, но и в границах самих территориальных образований. Таким образом, для получения полной «информационной картинки» о ходе продвижения реформы сестринского дела в г. Североморске необходимы данные со всех медицинских учреждений города, при этом полученные сведения будут представлять интерес и для руководителей каждого ЛПУ в отдельности.
Для того чтобы определить насколько активно, медицинские сестры вовлечены в процесс реформирования сестринского дела, необходимо помимо учета официальных данных и статистики о ходе реформ учитывать и мнение непосредственно самих медицинских сестер. Одним из наиболее доступных способов выявления мнения медицинских работников (в финансовом, техническом, организационном и временном аспекте), является опрос или анкетирование. Среди плюсов такого метода и возможность проведения его прямо на рабочем месте.
При разработке варианта анкеты необходимо учитывать следующие правила оформления и содержания:
· Вступительное обращение должно объяснять, зачем проводится опрос и для достижения, каких целей будут использованы полученные данные, правила заполнения анкеты.
· Вопросы должны быть лаконичными и составлены на языке, понятном респонденту.
· Оптимальный вариант оценочной шкалы - 5 баллов.
· Весь текст анкеты - вступительное обращение и перечень вопросов должны уместиться на одной стороне листа.
· Необходимо выразить благодарность респонденту за участие в заполнении анкеты.
Подготовленные анкеты целесообразно раздать медицинским сестрам для самостоятельного заполнения и не привлекать дополнительные человеческие ресурсы для проведения устного опроса.
При выборе вопросов для анкеты, в данном случае, как варианты рассматривались основные направления деятельности медсестер-менеджеров, появление которых обусловлено реформированием сестринского дела.
Полученная и проанализированная информация позволит ответить на следующие вопросы:
· Какие направления в деятельности медсестер-менеджеров активно внедряются в практику, какие требуют приложения дополнительных усилий, и какие пока оставлены без внимания?
· На каком уровне находится процесс проведения реформ в каждом ЛПУ и в г. Североморске в целом?
· Какие дополнительные мероприятия необходимо включить в новую программу развития сестринского дела в регионе?
· Определить расходы на реализацию необходимых мероприятий?
· Насколько объективно оценивают медсестры-менеджеры свое участие в реформе сестринского дела?
· Насколько изменился статус медсестры-менеджера с учетом проводимых реформ?
· Необходима ли дополнительная мотивация медсестры-менеджера для увеличения ее роли в проводимых реформах?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
При разработке анкет необходимо учитывать определенные правила оформления и содержания. При выборе вопросов для анкеты рассматривались основные направления деятельности медсестер-менеджеров, появление которых обусловлено реформированием сестринского дела. Полученная и проанализированная информация позволит повысить эффективность проводимых реформ и оценить фактическую роль медсестры-менеджера в реформе сестринского дела.
.2 Вариант анкеты
Просим Вас оценить по пятибалльной шкале степень Вашего участия во время выполнения должностных обязанностей в перечисленных направлениях деятельности медсестры-менеджера. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение. Один балл является минимальной оценкой и 5 - максимальной. Оценки помогут нам определить Вашу роль в проводимых реформах сестринской деятельности, уровень проведения реформ в ЛПУ, пути повышения эффективности реформ. Заранее благодарим за помощь!
1. руководство сестринским персоналом и разработка методов управленческого планирования, проектирования и контролирования для повышения эффективности работы сестер в ЛПУ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. анализ деятельности своего отделения и ЛПУ в целом не только в аспекте оценки качества сестринской работы, но и экономического эффекта работы подразделений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. составление краткосрочных и долгосрочных планов мероприятий по улучшению работы сестринского персонала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. разработка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения и составление плана мероприятий по их реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. осуществление медицинской и социальной помощи всем категориям населения, применяя современные знания и умения по новым сестринским технологиям работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. анализ состояния здоровья населения, разработка профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и улучшения качества жизни населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. профессиональное оказание неотложной медицинской помощи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. организация и проведение обучающих семинаров, лекций и т.д. для сотрудников, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, медицинских и социальных центров, учреждений социальной защиты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. педагогическая деятельность в медицинских колледжах и училищах; |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. организация воспитательной деятельности в учреждениях; |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. проведение маркетинговых исследований в учреждениях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13. организация и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14. самостоятельная разработка методических материалов, необходимых для учреждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15. Ваша роль в реформе сестринского дела |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |