Сущность мотивации в современных концепциях управления персонала
организации права гордиться своей работой. По мнению Деминга, следует убрать барьеры, лишающие людей трудовой гордости. Это означает, в том числе, отказ от того, чтобы прилюдно критиковать, унижать достоинство работника. Следует наоборот всячески поддерживать в нем стремление гордиться высококачественным трудом. Деминг считает негативной практикой ежегодные аттестации персонала. Целесообразно шире применять косвенные методы управления, построенные на доверии к подчиненным работникам. Разработать всеобщею программу повышение квалификации и создать условия для совершенствования каждого. Регулярное повышение квалификации необходимое условие обеспечение высококачественного труда. Квалификация должна быть предметом гордости работника. Улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение. Необходимо устранять барьеры, мешающие людям гордиться своей квалификацией, даже самые прозаические задачи надо рассматривать с точки зрения успеха фирмы в целом. Такой подход, как считает Деминг, позволит добиться того, чтобы каждый человек, работающий на предприятие, стал его преобразователем. Для достижения высокого качества в основу своей работы руководство организации должно ставить рассмотренные принципы Деминга. Их применение позволит создать важную организационную и социально - психологическую составляющую, определяющею качество, надлежащею культуру организации. С точки зрения японцев, «качество - это образ мышления, уровень культуры». Современные подходы к созданию культуры основаны на Х-, Y-, и Z- теории менеджмента. На рисунке 1.1.2.
а) процесс менеджмента |
б) процесс менеджмента |
качества на основе |
качества на основе |
X - теории менеджмента |
Y - теории менеджмента |
Рисунок 1.1.2 Сравнение составляющих процесса менеджмента качества.
В реальной действительности человек работая в организации, занимается не только тем, что ему нравится. Поэтому в управление качеством следует не редко применять Z- теорию умело сочетая X- и Y- теорию так, чтобы интересы администрации гармонично увязывать с интересами каждого работника. В противовес традиционным моделям поведением «X» и «Y» японцы успешно применяют успешно модель «человеческого потенциала», согласно которой на первый план выдвигается идея, получая от этого удовлетворение. Концепция «человеческого потенциала» защищает такие условия труда, в которых способности к самосовершенствованию работника поощряются, и уделяет способы внимание развитию у персонала стремление к высококачественному труду, самоуправлению и самоконтролю.
На основе сравнения особенностей альтернативных культур не сложно сделать вывод о том, что в условиях новой культуры существенно больше потенциальных возможностей для обеспечения высококачественной работы.