Мотивация персонала, как инструмент повышения качества согласно требованиям международных стандартов ИСО 9000
Согласно стандарту ИСО 9000:2000 принцип постоянного улучшения деятельности организации в целом (следовательно, и ее системы менеджмента качества) является одним из 8 основополагающих принципов менеджмента качества. При реализации этого принципа следует руководствоваться рекомендациями по улучшению СМК, приведенными стандарте ИСО 9004:2000. Серия стандартов ИСО 9000 рассматривается как условие ведения бизнеса. Стандарты серии ИСО 9000 могут быть достигнуты, только если внедрения связано с мотивацией менеджеров нацеленной на проведение изменений и постоянного внесения улучшений в бизнес процессы. Это включает организационные изменения, и затрагивает такие вопросы как: мотивация менеджеров, знания системы менеджмента качества и организационных порядков, стимулирующих постоянное улучшение и вовлечение сотрудников. Основная причина ускоряющегося распространения применения серии стандартов ИСО 9000 заключается в том, что крупные потребители, включая правительство, требует от поставщиков пройти сертификацию на соответствие стандарту; а также причины связанные с выходом на Европейский рынок.
МС ИСО 9000:2000 требует реанимации и развития методик и стандартов предприятия из недавнего прошлого, касающихся материального и морального стимулирования.
Если углубиться в содержательную часть рекомендаций МС ИСО 9004:2000 по управлению людскими ресурсами, становится очевидным, что человеческой личности и созданию корпоративной культуры, при которой способности каждого конкретного человека используются максимально для повышения продуктивности работы организации, уделяется большое внимание.
Это никак не противоречит личностным интересам; люди хотят сознавать свою полезность и значимость, быть частью всей организации вместо того, чтобы ощущать себя «винтиком» или даже «машиной».
Результаты некоторых опросов показывают:
желания людей не могут быть полностью оценены в деньгах. Для людей болезненна не сумма заработка, а осознание унизительности этой суммы;
людям требуется возможность применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение;
каждый человек нуждается в признании заслуг и стремится к одобрению со стороны;
работа сама по себе не является неприятной.
Неприятными и/или унизительными являются неприемлемые условия труда, включающие в себя и производственную среду, и систему человеческих отношений.
В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появление новых технологий от руководителей организаций требуются постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформированы так:
прежде всего, качество, а не кратковременная прибыль;
главное человек-потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;
следующий этап производственного процесса - потребитель своей продукции;
информационное обеспечение и применение статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием;
следует повышать роль персонала в системе менеджмента качества - вовлекать всех без исключения работников в процесс управления качеством.
При разработки стандартов ИСО 9001 и 9000-2000 были учтены 8 принципов управления качеством. Одним из этих принципов является вовлечение работников.
«Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности».
«Вовлеченность персонала» - отмечено, что для достижения поставленных целей и стимулирования усовершенствований, организация должна поощрять вовлечение персонала посредством:
определения компетенции, необходимой для каждой деятельности;
выбора сферы деятельности, продолжения образования и планирования карьеры;
конкретизации ответственности и полномочий;
разработки личных и групповых целей, руководства работой и оценивания результатов;
содействия вовлеченности при постановке целей и принятия решений;