Содержание, цели и задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»
К инновациям в сфере туризма относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на туристическом предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией в туризме понимается целый ряд нововведений: новые или улучшенные виды туристической продукции (продуктовые инновации), туристические услуги (инновации услуг), производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации), измененные социальные отношения на туристических предприятиях (социальные или кадровые инновации), производственные системы.
Следовательно, инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс. Исследователи выделяют два основных направления, по которым идёт развитие инновационных технологий туристической индустрии - усовершенствование качества туристского продукта и внедрение новых форм туристических услуг.
Для туристического бизнеса необходимо использование двух этих видов инновации, т.к. туристский рынок - нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности.
Главная цель турфирмы - выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.
С целью развития инновационных технологий, в сфере туризма перед отечественным туристическим рынком стоят следующие задачи: повышение общей ответственности правительства, делающего ставку на развитие туризма; обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов информацией; усиление роли государственно-частных партнёрств в развитии туристической инфраструктуры.
В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли.
Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно своевременный вывод нового товара на рынок способен привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.
Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании охотно применяют инновации на практике. Ведь инновация - это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам.
Например, многие туроператоры предлагают своим региональным агентствам новую систему бронирования - бронирование туров в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура. Таким образом, туроператор экономит время на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента.
Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты, утверждают, что создание и продвижение нового турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая. Жесткая конкуренция на современном российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары.
Например, в летнем сезоне 2003 г. турецкий рынок предложил три новых отеля сети World of Wonders: Kremlin Palace, Venezia Palace и 1C Tropicana. Kremlin Palace представляет собой комплекс зданий, каждое из которых в точности повторяет какой-либо фрагмент Московского Кремля. Такого на рынке туризма не предлагал еще никто! Этот 5* отель обслуживает своих туристов почти тотальным all-inclusive, в стоимость обслуживания включены даже импортные элитные алкогольные напитки, услуги прачечной, парикмахерской, сауна, тренажерный зал и многое другое, что обычно предлагается в отелях за дополнительную плату. Отель нацелен на предоставление своим гостям обслуживание самого высокого качества.